П.Е. Матвеев Профессор
Владимирского государственного университета ТОЛЕРАНТНОСТЬ В
РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН» М.А.ШОЛОХОВА Толерантность и роман
«Тихий Дон» казалось бы есть вещи несовместные. В самом деле, роман «Тихий Дон»
предстает эпопеей классовой борьбы, охватившей всю Россию в начале XX века, в том числе
донское казачество. Как возможна здесь толерантность как терпимость к
инакомыслию, если гражданская война по сути своей есть высшая форма
нетерпимости?! И в великом романе М.А. Шолохова приведено много сцен подобной
нетерпимости, где не только сталкиваются различные идеи, мировоззрения, но и
где льется кровь носителей разных мировоззренческих и нравственных
конструкций. Одна из таких ярких, художественно совершенно оформленных сцен -
это описание расстрела белыми казаками большевика Подтелкова и его товарищей,
приведенная в пятой части второй книги романа. В предсмертной речи,
с петлей на шее, Подтелков сказал, обращаясь к поредевшей толпе казаков и
казачек: «Вы - горько обманутые! Заступит революционная власть, и вы поймете,
на чьей стороне была правда. Лучших сынов Тихого Дона поклали вы вот в эту
яму.»[3, с. 715] И последними словами красного командира были: «Ишо не
научились вешать. Кабы мне привелось, уж ты бы Спиридонов, не достал земли»[3,
с. 716]. Как видим, и перед
смертью не проявил Подтелков какой-либо толерантности. Он был готов также
расправляться со своими классовыми врагами, как расправились с ним и с его
товарищами их противники - белые. И он это продемонстрировал в свое время под
станицей Глубокой, о чем напомнил ему перед гибелью главный герой романа
Григорий Мелехов. Однако следует
обратить внимание, что вслед за тридцатой главой, где описана казнь Подтелкова,
в романе следует глава, которой и заканчивается второй том романа, где
приведена сцена наказания пойманных белыми казаками Михаила Кошевого и Валета,
отстаивавших взгляды красных. Валета,
как 2 не казака, застрелили, а Кошевого, коренного
казака станицы Вешенской, наказали плетьми. Но самая удивительная сцена
описана в конце этой главы и, следовательно, в конце всего второго тома. Здесь
рассказано как маленькую придорожную могилку Валета посетил один старик.
«Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, - повествует роман, - вырыл
в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под
треугольным навесом её в темноте теплился скорбный лик Божьей Матери, внизу на
карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма: В годину смута и
разврата Не осудите, братья, брата. [3, с. 719]» «В годину смуты и
разврата не осудите, братья, брата» - это может быть эпиграфом к теме
толерантности, где кратко выражена сущность данной духовной установки, которая
имеет и философские, и религиозные, и нравственные, и политические и др. аспекты.
И такая архитектоника эстетического и нравственного видения гражданской войны
в романе «Тихий Дон», конечно, не случайна. Здесь сознательно используется
противопоставление двух противоположных мировоззренческих позиций в следующих
друг за другом главах. Художественное произведение позволяет объединить в
нечто целое события, которые могут быть растянуты в историческом реальном
пространстве. Страшная кровавая война, оказывается,
может сосуществовать в историческом реальном времени и пространстве с
феноменом терпимости. В этом случае, как в романе Тихий Дон», мы встречаемся с
несколькими правдами или с несколькими нравственно-ценностными конструкциями.
Выделим четыре важнейшие конструкции, или, говоря языком М. Бахтина, четыре
важнейших нравственно-ценностных контекста. Таковыми контекстами/правдами предстают:
1) «правда красных», 2) «правда белых», 3) «народная» или в данном историческом
пространстве/времени «сословно-казацкая правда» и 4) правда/контекст автора. В отмеченном акте
расстрела белыми красных описаны массовые сцены, где выделенные
контексты/правды еще требуют особого анализа, позволяюще- 3 го оценить их в более индивидуализированном и
формализованном виде. Но в романе «Тихий Дон» есть сцены, где представлены непосредственные
контакты/диалоги разных нравственно-мировоззренческих контекстов, где отражена
сущность подобных контактов. В современных научных исследованиях, посвященных
толерантности, отмечается диалог как одна из возможных и важнейших форм
толерантных взаимоотношений [1]. Однако как на практике реализуется диалог
между противоположными по содержанию контекстами/правдами? Возможен ли он в
принципе? В романе «Тихий Дон»
есть замечательная и глубочайшая по нравственному смыслу сцена, где отражен
подобный диалог. Это сцена из четвертой, заключительной главы «Тихого Дона»,
где описана встреча вернувшегося в родной дом с гражданской войны
демобилизованного из рядов Красной Армии Григория Мелехова со своим шурином,
бывшем другом и однополчанином по Первой мировой войне большевиком Михаилом
Кошевым. Вот выдержки из их «диалога»: «Они молча закурили. Сбивая ногтем пепел с цигарки, Кошевой сказал: - Знаю я об твоих геройствах, слыхал.
Много ты наших бойцов загубил, Григорий усмехнулся -
Крепкая у тебя память! Ты брата Петра убил, а я тебе
что-то об этом не напоминаю... Ежели всё помнить - волками надо жить. -
Ну что ж, убил, не отказываюсь! Довелось бы мне тогда
тебя поймать, я и тебя бы положил, как миленького! -
А я, когда Ивана Алексеевича в Усть-Хопре в плен забрали,
спешил, боялся, что и ты там, боялся, что убьют тебя казаки... Выходит,
занапрасну я тогда спешил. -
Благодетель какой нашёлся! Поглядел бы я, как ты со мной
разговаривал, ежели б зараз кадетская власть была, ежели б вы одолели. Ремни
бы со спины небось вырезывал! Это ты
зараз такой добрый... - Может, кто-нибудь и
резал бы ремни, а я поганить об тебя рук не стал 4 бы. - Значит, разные мы с тобой люди...
Сроду я не стеснялся об врагов руки И заканчивается этот «диалог» словами Григория: «...- Хочу пожить
возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и всё. Ты поверь, Михаил, говорю
это от чистого сердца! Впрочем, никакие
заверения уже не могли убедить Кошевого, Григорий понял это и умолк. Он
испытывал мгновенную и горькую досаду на себя. Какого черта он оправдывался,
пытался что-то доказать? К чему было вести этот пьяный разговор и выслушивать
дурацкие проповеди Михаила? К черту! Григорий встал. - Кончим
этот никчемный разговор! Хватит!»[4, с.
718] Великий художник показал здесь встречу
действительно разных людей, как представителей разных нравственно-ценностных
контекстов, каждый из которых следовал своей правде. Примечательно, что здесь
снова используется метод противопоставления, контрастности, когда
предосудительное зло особо оттеняется на фоне общечеловеческого добра. Так,
перед «диалогом» Григория Мелехова с Михаилом Кошевым произошла встреча
Мелехова со своим другим однополчанином, верным ординарцем Прохором Зыковым. И
встреча эта прошла в духе искренней человеческой радости от общения хорошо
знавших друг друга людей, совместно переживших многие жизненные коллизии.
«Обнимая Григория он всхлипнул, вытер кулаком глаза, разгладил мокрые от слез
усы. У Григория что-то задрожало в горле, но он сдержался, растроганно,
грубовато хлопнул верного ординарца по спине, несвязно проговорил: - Вот и
увидались... Ну и рад я тебе, Прохор,
страшно рад! ...»[4, с. 709] В сцене «диалога»
Мелехова и Кошевого также выделяются четыре отмеченных выше
нравственно-ценностных контекста. «Правду красных» отстаивает Михаил Кошевой.
Идеально здесь присутствует и «правда белых», которую Кошевой презумпирует
Мелехову. Есть здесь «народная» или «сословно-казапкая правда», реальным
носителем которой в то время являлся Г. Мелехов, 5 и есть «авторская правда» самого Шолохова,
единственного реального лица в данной сцене, хотя, естественно, в романе в
качестве живых, реальных людей предстают вымышленные автором герои. «Правда красных» -
это «правда» новой классовой пролетарской морали. Мы знаем о ней не только из
художественной литературы, но и из контекста самой истории и из философского
наследия. Одной из работ по большевистской этике, получивших широкую
известность, является статья Льва Троцкого «Их мораль и наша». [2] Волею судеб
Лев Троцкий, как один из вождей большевизма, оказал не только теоретическое
влияние на определённую часть казачества через рядовых агитаторов
большевистских идей типа Штокмана, приехавшего еще до революции в хутор
Татарский, где разворачиваются основные события романа. Но Л. Троцкий принял
непосредственное практическое участие в уничтожение другой части казачества,
не принявших «правду» большевизма. В своей статье Л. Троцкий жестко
критикует учение об общечеловеческой нравственности. С его точки зрения «мораль
есть лишь одна из идеологических функций» борьбы классов. «Господствующий класс
навязывает обществу свои цели и приучает считать безнравственными все те
средства, которые противоречат его целям. Такова главная функция официальной
морали» - пишет Л. Троцкий. Значит, ничего кроме сознательного обмана, у
общечеловеческой морали нет. Собственно, нет и общечеловеческой морали как
таковой, мораль имеет классовую основу. Есть, конечно, общеобязательные нормы
морали или «элементарные правила морали». Но по Л. Троцкому их действенность
ограничена и неустойчива, что особенно ярко проявляется как раз во время
гражданской войны, одна из которых описана в романе «Тихий Дон». «Высшей формой
классовой борьбы является гражданская война, - писал Л. Троцкий, - которая
взрывает на воздух все нравственные связи между враждебными классами». Однако аргумент
Троцкого против общечеловеческой морали, состоящий в том, что она часто
нарушается, особенно в период классовых войн, крайней формой которой является
гражданская война, не состоятелен. Аналогично, если школьники стали чаще нарушать
правила грамматики, то это еще не значит, что сами правила устарели, что они
разрушаются. Грамматические правила остаются, но встает проблема повышения
уровня грамотности среди школьников. Так и с моралью: ее основные
ценности и принципы остаются неизменными, а вот уровень морали,
моральности в обществе и среди людей во время классовых битв, особенно во время
гражданских войн, действительно понижается. И возникает проблема повышения уровня
морали в обществе. Россию спасло то, что
и во время гражданской войны, и в годы сталинизма сохранялась и общечеловеческая
нравственность, и хранил ее народ, а не власть, которая старалась насадить
силой иную, классовую, пролетарскую мораль. И один из героев
романа Михаил Кошевой действует совершенно в духе учения Л.Троцкого, и считает
себя при этом абсолютно правым. И, в частности, потому, что, по его мнению,
такое же насилие по отношению к нему и его единомышленникам применят и его
противники, белые, в том числе Григорий Мелехов, если власть будет у них. Он не
видел ни «третьей», ни «четвертой правды». Конечно, с детства он был знаком со
многими нормами сословно-казапкой нравственности, но новая, большевистская,
точка зрения «заставляла» его считать такие нормы устаревшими, служащими
ненавистному царскому режиму, сословной исключительности. И в этом он был неправ,
в этом заключалась его ограниченность. Такой ограниченный
нравственно-ценностный контекст не предполагает равноправного диалога, здесь
догматически утверждается только одна правда - собственная, и не допускается
ни вероятность её ошибки, ни возможность иной истины. Будучи классовой моралью
и отвергая общечеловеческую нравственность, пролетарская нравственность
парадоксальным образом старалась утвердить себя в качестве общечеловеческой,
от имени которой только и можно вершить нравственный суд. Слабость «народной
нравственности» представители пролетарской морали могли видеть уже в том, что
во время суровой классовой борьбы она якобы с необходимостью уступает место,
«перерождается» в самих индивидах, как носителях её ценностей, прин- 7 ципов в «красную» или в «белую правду/мораль». «Белая правда» в
данной сцене присутствует виртуально, как предполагаемая у Григория Мелехова.
По отношению к врагам своим мораль белых не отличалась от морали красных - та
же нетерпимость и истребление «других». Типичным носителем подобной морали в
романе предстает Евгений Листниц-кий, проявляющий определённое геройство на
войне, соблюдающий честь и достоинство офицера, но не считающийся с честью и
достоинством простых казаков, «черни». Такая мораль также была не способна к
диалогу, как и пролетарская и уже в этом её ограниченность. Носителем «народной»,
«сословно-казацкой нравственности» в анализируемой сцене предстает Григорий
Мелехов. «Четвертая правда» - это правда самого автора, М.А. Шолохова, которая
во многом представляет общечеловеческую нравственность, что позволяет автору
объективно оценить и позицию Кошевого и позицию Мелехова. Анализируемая сцена
описана с позиций этой общечеловеческой морали столь правдиво, что мы всей
душой на стороне Григория Мелехова. Нам симпатизирует благородство и рыцарство
Григория и претит агрессивность и классовая непримиримость Кошевого. Наше
нравственное сознание интуитивно чувствует правоту Григория Мелехова, отстаивающего
общечеловеческие и во многом здесь абсолютные ценности морали. И это составляет
основу нравственного достоинства Григория. Михаил Кошевой, который
абсолютизирует классовое до отрицания общечеловеческого и абсолютного,
напротив, воспринимается как ограниченный, фаталистически готовый к преступлению
против жизни и личности, человек. И это вызывает не только осуждение, но и
омерзение. А почему следует
отдавать предпочтение общечеловеческой морали перед классовой? Дело в том, что
та или иная мораль опирается на определенный жизненный опыт, жизненный мир, как
писал в свих последних работах Э. Гуссерль. И, естественно, что все групповые,
сословные, классовые жизненные миры меньше по объему, чем жизненный мир всего
человечества. А мораль и создается как определенное средство регуляции
человеческого поведения на основе определенного жизненного мира.
И общечеловеческая мораль обращена как ко всему человечеству, так и к
каждому из нас. 1. См, например: Единство мира и многообразие культур (материалы «круглого
стола» украинских и российских философов // ж. «Вопросы
философии», 2011, № 9. 2. См.: ж. «Вопросы философии». 1990, № 5; а также ж. «Этическая мысль». М.,
1991. Критический анализ этой статьи с точки зрения современной
российской этики дан в работе А. А. Гусейнова «Этика Троцкого» (ж. «Этическая
мысль». М., 1992). 3. ШолоховМ.А. Тихий Дон. Роман в 4-х книгах.
Кн.1-2. М.: Эксмо. 2009. С. 715. - Далее ссылки на отмеченное издание «Тихого Дона». 4. ШолоховМ.А. Тихий Дон. Роман в 4-х книгах.
Кн.3-4. М.: Эксмо. 2009. | |
| |
Просмотров: 2469 | |
Всего комментариев: 0 | |