ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ»
(Примерный план)
Часть 1. История философии Древнего Китая,
Древней Индии и Древней Греции
Раздел I. История философии Древнего Востока
Тема 1. Генезис философии
Понятие философии. Философия, религия, миф, наука: единство и различие. Основные проблемы и функции философии. Проблема происхождение философии. Предпосылки философии: гносеологические, социальные, антропологические. Понятие предфилософии. Предфилософия в странах Древнего Востока. Предфилософия в античном мире. История развития философии: основные исторические этапы, направления, школы.
Тема 2. Философия Древнего Китая. Конфуцианство
Предпосылки и предфилософия Древнего Китая. Главные философские школы древнего Китая: конфуцианцы (жу-цзя), моисты (мо-цзя), даосы (дао-дэ-цзя), легисты, или "закон-ники" (фа-цзя), натурфилософы (инь-ян-цзя), софисты (мин-цзя).
Конфуций, оценка его жизни и творчества. Учение Конфуция о бытии и сущем. Дао у Конфуция. Философско-религиозное учение Конфуция о Небе, Земле и человеке. Учение Конфуция о благородном муже. Пять (5) высших моральных качеств благородного мужа: человеколюбие (гуманность), разумность (мудрость), справедливость, надежность, сяо, их анализ у Конфуция. Этика конфуцианства. Учение о ли (ритуале) в конфуцианстве. Фи-лософско-религиозное учение Конфуция о семье и государстве. Оценка конфуцианства.
Тема 3. Философия Древнего Китая. Даосизм.
Жизнь и личность Лао-цзы. Лао-цзы как учитель Китая, основатель даосизма. Чжуан-цзы как крупнейший представитель даосизма.
«Дао-дэ цзин» и «Чжуан-цзы» как первоисточники даосизма, их анализ. Учение о Дао в даосизме. Дао, дэ и ци у даосцев. Гносеология даосизма. Учение даосцев о рациональ-ном,, чувственном и мистическом познании. Проблема истины в даосизме. Антрополо-гия даосизма. Учение о естественной и социальной природах человека. Понятие «совер-шенномудрого» в даосизме. Этика даосизма, ее важнейшие принципы и особенности. Оценка даосизма.
Тема 4. Философия Древней Индии, её особенности и история
Предпосылки и предфилософия Древней Индии. Проблема интерпретации философии Индии. Характерные черты индийской философии. Основные этапы истории философии Индии. Крупнейшие школы и представители индийской философии.
Тема 5. Философия Древней Индии, её основные разделы и темы.
Логика в философии Индии. Логика и риторика. Дискуссии философских школ Индии о силлогизме. Основные логические проблемы изучаемые индийской философией.
Учение о познании в философских школах Индии. Оценка чувственного, рационального и других видов познания философами Индии. Учение об истине и её критериях в индий-ской философии. Учение о заблуждении в философии Индии.
Учение о реальности и иллюзии (майя) в индийской философии. Проблема сущности и субстанции в понимании индийских философов. Проблема небытия в философии Индии.
Раздел II. История древнегреческой философии
Тема 1. Философия досократиков. Милетская школа. Гераклит
Предпосылки философии и предфилософия в Древней Греции. Основные исторические этапы древнегреческой философии и её крупнейшие представители. Основные разделы и проблемы древнегреческой философии.
Ионийская философия. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – первая фи-лософская школа в Европе. Натурфилософия ионийцев и проблема субстанции. Учение Фалеса о воде как субстанции; его космологические идеи. Учение Анаксимандра об апейроне. Оценка Анаксимандром закона и справедливости. Космологические идеи Анаксимандра, его учение об эволюции. Учение Анаксимена о воздухе как субстан-ции. Оценка милетской школы философии в истории философии.
Гераклит Эфесский и его учение об огне как субстанции. Изречения Гераклита. Учение Гераклита о логосе. Логос природы и общества. Стихийная диалектика Гераклита. Уче-ние Гераклита о противоречии, борьбе. Гармония лука и лиры у Гераклита. Учение Ге-раклита о познании. Оценка учения Гераклита в истории философии.
Тема 2. Философия досократиков. Пифагор и Демокрит
Италийская философия. Пифагор и пифагорейский союз. Исторические формы пифагоре-изма и его крупнейшие представители. Важнейшие элементы пифагореизма. Основная идея пифагореизма и ее анализ. Учение о числах и их свойствах в пифагореизме. Каче-ственная и количественная характеристика числа. Единство предельного и беспредельно-го в числе, в четных и нечетных числах. Числа квадратные и прямоугольные.
Космология пифагорейцев и ее связь с учением о беспредельном и предельном. Учение о микромире у пифагорейцев. Метрическая структура мира и её связь с числом у пифаго-рейцев.
Математический метод познания мира. Развитие самой математики пифагорейцами: арифметики и геометрии (Пифагор, Евклид и др.). Открытие несоизмеримости в области чисел (иррациональные числа) и его роль в судьбе пифагореизма. Совершенствование научной методики пифагорейцами (доказательства, теория, аксиоматический метод, де-дуктивный метод).
Религиозная и нравственная цель философской и научной деятельности человека согласно пифагорейцам. Основные моральные принципы пифагорейцев (15) и их аллегорическое значение.
Организация пифагорейцев и причины ее разгрома. Оценка пифагореизма в истории фи-лософии
Крупнейшие атомисты Древней Греции: Левкипп, Демокрит, Эпикур.
Демокрит из Абдер, его жизнь, сочинения и изречения. Учение Демокрита об ато-мах. Основные факторы возникновения атомарного учения Демокрита.
Важнейшие свойства атомов по Демокриту. Физическая и математическая интерпретации атомов (атомы, амеры). Множественность атомов, их различие по форме и величине. Раз-личие соединений атомов по положению атомов и их порядку. Учение атомистов о все-общности атомарной структуры всего существующего.
Учение Демокрита о пустоте («небытии»). Пустота и движение. Учение о причинности у Демокрита. Его оценка случайности.
Политические и религиозные взгляды Демокрита. Роль Демокрита в развитии научного подхода к исследованию мира.
Оценка Демокрита в истории философии.
Тема 3. Философия досократиков. Элеаты и софисты.
Элейская школа и её крупнейшие представители. Парменид и Зенон как крупнейшие представители элейской школы в философии, их жизнь, личности.
Поэма Парменида «О природе», её содержание, символика. Учение Парменида о двух пу-тях познания: «путь истины» и «путь мнения». Особенности разумного (умопостигаемо-го, рационального) и чувственного познаний. Учение Парменида о двух мирах: умопости-гаемом (идеальном, интеллигибельном) и чувственном (материальном).
Учение Парменида о Едином, его свойствах.
Учение Парменида о Бытии и небытии. Единство по Пармениду бытия и мышления.
Анализ высказывания Парменида о тождестве мысли и бытия. Принцип тождества бытия и мышления у Парменида и его историческое значение. Апории Зенона и их философский смысл. Апории «пустого пространства», апории «множеств (меры)». Апории движения: «Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Стадии»: их содержание, смысл и значе-ние. Оценка учения элеатов в истории философии.
Софистика как философское движение. Понятие софистики, софизмов. Примеры со-физмов (собака и др.). Крупнейшие представители софистики, их работы, изречения. [Протагор, Горгий, Антифонт.
Учение софистов о знании, истине, об относительности истины. Скепсис в отношении истины (изречение Горгия, его анализ). Скепсис софистов в отношении религии, морали. Изречение Протагора о религии, его анализ. Учение софистов об отличии природного и социального бытия. Пример Антифонта, его анализ.
Практика софистов. Софисты как родоначальники риторики, логики, первые платные учителя философии.
Учение софистов о слове. Изречение Горгия о слове в речи «Похвала Елене», его анализ.
Внутренние факторы возникновения софистики: плюрализм досократических учений, господство натурфилософии. Внешние факторы возникновения софистики: переход от традиционно-общинного общества к обществу рабовладельческой демократии.
Софисты как просветители древнегреческого общества. Две задачи Просвещения: 1) по-пуляризация теоретических знаний; 2) совершенствование, раскрытие субъективных ис-точников знания и познания (образование самих людей и т.д.).
Исторические заслуги и грехи древнегреческой софистики.
Тема 4. Философия Сократа
Анализ литературы о Сократе (Платон, Ксенофонт, Аристофан, Виндельбанд, Йегер, Лосев). Жизнь Сократа (469 – 399 гг. до н.э.). Нравственное значение жизни и личности Сократа. Историческая роль Сократа.
Анализ «Апологии Сократа» Платона.
Сократический поворот в философии. Миф Платона о природе человека. Не религия, а философия стала, начиная с Сократа, решать нравственные проблемы. Метод Сократа: майевтика, ирония. Понятие философской иронии. Убеждённость Сократа в существова-нии объективных, абсолютных идей, ценностей, принципов. Борьба Сократа с софистами. Доводы Сократа: логические, практические.
Анализ изречений Сократа: «Добродетель есть знание», «Я знаю то, что ничего не знаю».
Учение Сократа о природе человека: эвдемонизм, «естественный нравственный закон», присущие человеку. Учение Сократа о значимости разума для морали: нравственные идеи приобретают власть над человеком когда осознаются как истинные. Парадокс Со-крата: «намеренное зло лучше ненамеренного», его анализ.
Сократ и традиция Просвещения.
Тема 5. Философия Платона
Жизнь, сочинения, учение Платона об идеях.
Анализ литературы о Платоне (Соловьев Вл.С., Асмус В.Ф., Лосев А.Ф., Виндельбанд, Поппер, Наторп и др.).
Сочинения Платона, их анализ, систематизация: сократические диалоги; диалоги против софистов ; диалоги, выходящие за критику софистики и анализирующие два вида бытия;
диалоги, излагающие учение об идеях (расцвет творчества Платона); диалоги, посвящен-ные проблемам познания и критике теории идей; позднейшие диалоги, где есть влияние пифагореизма; заключительный этап.
Эзотерическое (тайное) учение Платона и особенности его постижения.
Особенности произведений Платона.
Жизнь Платона, основные вехи его биографии. Личность Платона. Школа «Академия». Выдающиеся ученики. Судьба платонизма.
Причины исторического значения Платона.
Онтологический уровень учения об идеях. Признание существование идеального мира и его значимости . частные примеры идеального мира.
Чем не является идея. Свойства идей. Учение о «Гиперурании» как «образе непростран-ственного, умопостигаемого, надфизического мира».
Гносеологический уровень постижения идей. Роль идей в познании мира.
Диалектическая ступень в постижении идей. Понятие диалектики у Платона: объектив-ная и субъективная диалектика. Платоновская диалектика идей. Диалектика как метод (искусство) синтеза и анализа. Диалектика как содержательная логика. Значение диалек-тики.
Диалектика и формальная логика, диалектика и софистика.
Аксиологический уровень постижения идей.
Недостатки учения Платона об идеях.
Учение Платона о познании и знании.
Понятия «знание», «познание», «гносеология», «эпистемология».
Теория познания Платона как теория анамнесиса, ее достоинства и недостатки (мифоло-гичность, предположение о бессмертии души и метемпсихозе).
Два вида знания и познания у Платона: интеллектуальное (рациональное) и чувственное.
Два вида интеллектуального познания: мышление и рассудок, их определения. Математи-ка как предмет рассудка.
Два вида чувственного познания: вера и подобие, их определения, свойства.
Учение о знании и мнении у Платона.
Платон о том, чем не является знание. Ирония Платона. Критика сенсуализма («учения о том, что знание есть ощущение»). Путь сенсуализма к Протагору и Гераклиту. Значение истории философии для Платона.
Недостатки концепции сенсуализма («знание есть ощущение») по Платону: аргумент от-носительности; ощущения не дают всего знания; память как аргумент против сенсуализ-ма;
Аргументы Платона против тезиса Протагора, что «человек есть мера всех вещей».
Аргументы Платона против Гераклита и его учения о вечном и постоянном изменении.
Б. Рассел о теории познания Платона (Гл. XVIII), о платоновской критике трех взаимосвя-занных положений: 1) знание есть восприятие; 2) все находится в постоянном движе-нии; 3) человек есть мера всех вещей.
Б. Рассел об учении Платона о том, что для знания необходима информация о сравнениях, существовании и числах, для которой у человека нет соответствующих органов чувств. Аргументы Б. Рассела о правомерности сравнений. Современная психология о восприя-тии.
Критика Б. Расселом размышлений Платона о существовании как о плохой грамматике, плохом синтаксисе. Учение Рассела о дескрипциях, прескрипциях и именах в языке.
Б. Рассел о трудностях при изучении чисел. Специфика математического и логического знания.
Б. Рассел о критике Платоном гераклитовского всеобщего потока бытия. Анализ Б. Рассе-лом критики Платоном протагоровского тезиса.
Рассел о значимости учения об объективной истине для будущего человечества.
Учение Платона о человеке.
Миф Платона о трех (3) природах человека и его смысл.
Учение Платона о теле человека. Тело как темница души. Жизнь философа как приготов-ление к смерти. – Оценка данных идей.
Учение Платона о душе человека. Важнейшие свойства души. Три (3) части души по Платону: бессмертная (разумная) и две части смертной, ответственных за страсти и во-жделения.
Доказательства» бессмертия души у Платона: взаимопереход противоположностей; зна-ние как припоминание (анамнесис); самотождество души (ее простота, нерасчленен-ность); душа как эйдос жизни.
Жизнь души после смерти человека в Аиде. Учение Платона о метемпсихозе души.
Три начала (элемента) души по Платону: чувства, воля, разум. Образ души как колесни-цы, его анализ. Понятие идеального человека как homo sapiens у Платона. Учение о че-тырех (4) важнейших добродетелях у Платона: мудрости, мужества, справедливости и умеренности. Учение о трех (3) сословиях в государстве у Платона.
Евгенические идеи Платона.
Учение Платона о государстве.
Основная проблема диалога «Государство». Понятие справедливости, ее роль в государ-стве. Две (2) исторические формы справедливости: воздающая и распределяющая.
Оценка Платоном воздающей и распределяющей справедливости, их место в государстве.
Проявление принципа справедливости в государстве: «Каждый на своем месте».
Критика Платона за его учение о государстве: обвинения в аристократизме, антигума-низме, тоталитаризме, холизме.
К. Поппер и Платон о соотношении принципов (терминов): индивидуализм versus коллек-тивизм; эгоизм versus альтруизм.
Оценка государства в истории человеческой мысли : анархизм, либерализм, демократия, этатизм, тоталитаризм
Дефиниции государства и политики у Платона. Причины возникновения государства по Платону: естественные (материальные)и идеальные. Учение Платона о формах госу-дарства. Учение Платона о правителях и стражах в идеальном государстве. Оценка Платоном демократии. Парадокс демократии Платона. Историческая оценка учения Платона о демократии и государстве
Космология и космогония Платона.
Структура космоса по Платону. Особенности космологии Платона: три (3) вечных нача-ла и их обоснование. Причины автономии мира идей у Платона и их изоляции от богов и материи.
Учение Платона о богах: признание единого Демиурга. Обоснование монотеизма у Пла-тона; характеристика Демиурга – его совершенство, мудрость, могущество и др. Недо-статки Демиурга – забывчивость и др. Отношение Платона к мифологии Гомера и Гесио-да.
Учение о материи у Платона: в основе материи четыре (4) элемента/стихии; отрицание учения об атомах и его причины; учение о правильных многогранниках как формах эле-ментов/стихий (принцип симметрии): куб – земля, тетраэдр – огонь, октаэдр – воздух, икосаэдр – вода. Оценка Гейзенбергом учения Платона о «мельчайших единицах мате-рии».
Космогония Платона. Причина создания Вселенной Богом. И почему Богом? Космого-нический процесс по Платону: Бог – Ум – Душа – Космос – Боги – живые существа – лю-ди – мир вещей. Учение о единственной вселенной (лучшей из миров).
Понятие Космического Ума и Космической Души у Платона. Формирование простран-ства и времени по Платону. Время и вечность. Создание Демиургом богов и их задачи. Создание богами людей и их задачи.
Тема 6. Философия Аристотеля.
Аристотель, его жизнь, личность, творчество.
Жизненный путь Аристотеля. Личность Аристотеля. Творчество Аристотеля, его осо-бенности. Наличие творческой эволюции у Аристотеля. Концепции Йегера и И. Дюрин-га.
Аристотель как родоначальник многих наук. Исторический авторитет Аристотеля. Исто-рические заслуги и грехи Аристотеля.
Основные работы Аристотеля и их анализ. Эзотерические и экзотерические сочинения Аристотеля. Четыре группы сочинений Аристотеля: а) метафизические сочинения; б) логические сочинения (Органон); в) философские работы по социо-гуманитарным про-блемам; г) естественно-научные работы.
Метафизика Аристотеля.
Критика Аристотелем платоновского учения об идеях.
Понятие «метафизики» в истории философии. «Метафизика» как философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия. Историче-ское отношение к метафизике. Современное отношение к метафизике
Учение Аристотеля о метафизике. Четыре (4) определения метафизики: 1) исследование причин, первых или высших начал; 2) познание бытия как такового; 3) знание о субстан-ции; 4) знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
Метафизика Аристотеля как система категорий (метафизических): 1) субстанция; 2) сущ-ность; 3-4) общее и единичное; 5-6) материя и форма; 7-8) возможность и действитель-ность.
Категории существования: 1) сущность; 2)качество; 3) количество; 4) отношение; 5) ме-сто; 6) время; 7) состояние; 8) обладание; 9) действие; 10) претерпевание.
Понятие субстанции. Субстанция как то, что существует самостоятельно, само по себе. Монистическое и плюралистическое понятие субстанции в истории философии. Критика учений о субстанции в 17-20 веках.
Учение Аристотеля о субстанции как первооснове, первой сущности всех вещей и явле-ний, как предельного основания. Субстанция как самобытное, единичное бытие, как конкретная вещь, «вот это», «вот этот» и т.п. Свойства субстанции по Аристотелю и ее представление в мышлении и в языке.
Учение Аристотеля о сущности. Современное понятие сущности. Аристотель о сущно-сти, ее свойствах и представлении в мышлении и в языке. Понятие «первых сущностей» и «вторых сущностей. Отношение «вторых сущностей» и субстанций.
Учение Аристотеля о «единичном» и «общем». «Единичное» как неповторимое, уникаль-ное качество, присущее субстанциям и сущностям. «Общее» как свойства и отношения, присущие для данного вида, рода сущностей и субстанций. Понятие универсалий и реа-лий. Реальность общего (реалии) и единичного и проблема их взаимоотношения; реализм и номинализм в средневековой и современной философии.
Учение Аристотеля о материи. Современное понятие материи (В.И. Ленин). Свойства материи по Аристотелю. Понятия «последней материи» и «первой материи». Связь ма-терии и возможности.
Учение Аристотеля о форме. Современное понятие формы. Свойства формы по Аристо-телю. Связь формы и материи. Иерархичность форм; понятия форм неживой материи («растительной души»), форм живой материи («живые души»), форм разумной материи («разумные души»).
Учение Аристотеля о Боге. Свойства и функции Бога у Аристотеля.
Телеология Аристотеля. Аристотель как представитель витализма, органицизма.
Учение Аристотеля о возможности и действительности. Понятия возможности, дей-ствительности, реальности. Роль категорий возможности и действительности в учении Аристотеля. Преодоление недостатков учения Платона об идеях.
Учение Аристотеля о развитии, совершенствовании.
Физика Аристотеля.
Учение Аристотеля о науке. Цель науки – выявление причин, законов, оснований. Особен-ности научного знания по Аристотелю: а) доказательность и всеобщность, универсаль-ность; б) способность объяснять; в) наличие иерархии (единство и степень подчинения).
Классификация наук по Аристотелю: созерцательные (теоретические) и практические науки; критерий ценности наук по Аристотелю.
Понятие природы (физис) у Аристотеля. Природе есть то, что порождает само себя. Пример софиста Аристофана со скамьей.
Предмет физики Аристотеля: пространство, время, движение, т.е. механика.
Специфика физики Аристотеля: нет обращения к законам, к экспериментам и к математи-ке; но есть обращения к началам, в частности к форме и материи (5 элементов второй ма-терии), к опыту через наблюдение. Наблюдение как важнейший научный метод древно-сти.
Физика Аристотеля как механика, как учение о физической форме материальных вещей: пространстве, времени, движении.
Время и пространство не есть континуум (Эйнштейн) и не хронотоп (Бахтин). Они от-носительно самостоятельны по отношению друг к другу (Ньютон), но не к вещам. Время и пространство находятся во Вселенной, а не Вселенная находится в абсолютных про-странстве и времени (Платон, Ньютон).
Пространство по Аристотелю не изоморфно. Есть качественное различие между подлун-ным (земным) миром и надлунным (небесным) как различие между несовершенным и со-вершенным.
Форма мира – шар (Парменид). В небесном мире существует 55 сфер, по которым дви-жутся звезды, планеты.
Аристотель доказывал не существование пустого пространства. В пустом пространстве не было бы движения или, напротив, оно достигало бы бесконечной скорости.
Основой всех видов движения является механическое, т.е. движение в пространстве и во времени. Подразделение механического движения на насильственное и естественное (природное).
Наличие причин движения. Причины подразделяются на начальные (двигатели) и целевые (конечные). Роль Перводвигателя для движения. Наличие телеологии в физике Аристо-теля. Борьба в последствии науки с телеологией. Целевые причины как источники есте-ственных движений, причинами насильственных движения являются конкретные двига-тели. Примеры естественных движений у Аристотеля. Естественным движением явля-ется и движение к совершенству как к цели. Целевое движение как естественное для всякой субстанции, а не только для человека.
Классификация движений по видам: круговое, прямолинейное, по кривой, изломанной и т.п. Наиболее совершенный вид движения - круговое, ибо оно может быть вечным и не-прерывным как движение небесных сфер.
Отличие механики Аристотеля от механики Ньютона - есть только один (из трех) зако-нов: «Всякое тело находится в состоянии покоя или естественного движения, если на него не действуют другие тела».
Учение Аристотеля о душе.
Понятие Аристотеля о психэ (душе). Оценка Аристотелем знаний о душе. Особенности научного учения о душе Аристотеля.
Критика Аристотелем существовавших учений о душе. Критика учений о душе как авто-номной, самодвижущейся (Демокрит, пифагорейцы, Платон). с возрастом изменяются и наши душевные способности, кроме ума. Нет бессмертия для растительной части души и животной, бессмертие возможно только для разумной части души. Душа не является и телом, субстанцией, как утверждает религия.
По Аристотелю душа есть «первая энтелехия» (жизненная сила), форма естественного тела, обладающего в возможности жизнью.
Душа как причина, начало жизни живого тела: 1) как источник движения; 2) как цель дви-жения; 3) как сущность, энтелехия живых тел.
Три (3) вида души: растительная, животная и разумная
Пять (5) видов ощущений и пять (5) органов чувств. Особая роль осязания и зрения. Ощущения как источник знания. Особая роль активности субъекта в процессе познания.
Учение Аристотеля о первичных и вторичных качествах. Первичные познаются одним органом чувств (цвет, звук и т.п.), вторичные – несколькими (протяженность, телесность, движение и т.п.).
Ощущения всегда истинны, ошибочными могут наши оценки ощущений.
Учение Аристотеля о разумной части души. Разумная часть души присуща только Богу и человеку. Ум (разум) идеален, интеллигибелен. Наиболее существенное познается умом, с его особой методикой. «Душа есть местонахождение форм с той оговоркой, что не вся душа, а мыслящая часть, и имеет формы не в действительности, а в возможности».
Учение Аристотеля о чувствах, аффектах, воли, характере. Особая роль чувств удоволь-ствия и страдания. Аффекты как сильные чувства (страсти) души. К аффектам относят-ся страх, гнев, злоба, радость, любовь, зависть и др. Аффекты не есть добродетели или пороки. Но не стоит их и подавлять. Концепция катарсиса, связанного с духовным очи-щением с помощью аффектов (трагедия).
Воля как основа произвольных и разумных действий. Где нет разума, нет и воли по Ари-стотелю. Волевые действия являются свободными и ответственными.
Аффектам (страстям) Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Характер есть определенная устойчивая совокупность душевных качеств, нравов. Характер не яв-ляется природным свойством, его черты складываются в результате жизненного опыта. Учение Теофраста о 30 типах характеров.
Аристотель о важности воспитания человека. Воспитание не должно быть частным де-лом, а государственным. Государство должно оказывать влияние на нравственный и психологический склад человека, развивать заложенные в нем возможности.
Учение Аристотеля о государстве.
Учение Аристотеля о сущности и естественной природе государства. Учение Аристотеля о гражданстве и гражданине, его анализ. Учение Аристотеля о правильных, неправиль-ных и смешанных формах государства. Аристотель о праве.
ВлГУ. К-ра ФиР. 2014.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ»
(Примерный план)
Часть 2. История философии эллинизма, раннего и зрелого средневековья
Раздел I. История философии эллинизма и Древнего Рима
Тема 1. Эллинистическая философия. Кинизм
Эллинистический мир, его характеристика. Исторические завоевания эллинизма.
Кинизм как сократическая школа в философии. Крупнейшие представители киниз-ма. Антисфен как основоположник кинизма. Диоген из Синопы, его жизнь, поступки и изречения. Учение киников. Критика Антисфеном учения Платона об идеях. Номина-лизм и этика Антисфена, его учение о цели человеческой жизни и о добродете-ли. Аске-тизм киников. Оценка кинизма в истории философии.
Тема 2. Философия киренаиков
Киренская философская школа, её крупнейшие представители. Гедонизм как важнейший принцип учения киренаиков, его оценка. Отношения между киренаиками и киниками, Аристипп и Диоген. Гносеологические идеи Аристиппа. Этика киренаиков, их учение о наслаждении и страдании. Удовольствие как благо и принцип «разумного наслаждения» у киренаиков. Учения Гегесия о суициде. Эвгемер и эвгемеризм. Философская оценка учения киренаиков.
Тема 3. Философия скептицизма
Скептицизм как философское направление. Основания философского скепсиса. Круп-нейшие представители скептицизма. Пиррон как основоположник скептицизма. Секст Эмпирик как наиболее известный писатель скептицизма, его работы и идеи. Три (3) ос-новных вопроса и три (3) ответа скептицизма по Тимону. Десять (10) троп Энесидема и пять (5) троп Агриппы, их смысл. Катехизис скептицизма. Скептицизм и агностицизм, их единство и отличие. Философская критика скептицизма. Скептицизм в истории фи-лософии и культуры.
Тема 4. Философия Эпикура и эпикуреизм
Жизнь и сочинения Эпикура. Личность Эпикура. «Сад» как школа Эпикура. Образ жиз-ни в Саде Эпикура. Отношение эпикурейцев с другими философскими школами. Принцип счастья Эпикура. Назначение философии по Эпикуру. Учение о тетрафармаконе. Необхо-димость знаний человеку.
Гносеология Эпикура. Учение о безошибочности ощущений. Учение об единичных пред-ставлениях, общих понятиях (предвосхищениях). Учение о чувствах (наслаждение и боль). Интуиция или «бросок мысли» у Эпикура.
Физика Эпикура. Атомизм Эпикура. Свойства атомов. Вселенная как совокупность ато-мов и пустоты. Множественность Вселенных. Учение Эпикура о детерминизме. От-рицание Эпикуром необходимости и судьбы. Три принципа материи у Эпикура. Учение Эпикура о богах и человеческой судьбе. Роль атомов в познании. Учение о химерах у Эпи-кура.
16. Этика Эпикура. Учение о наслаждении (счастье) как главной цели жизни человека у Эпикура. Учение о «естественном нравственном законе» у Эпикура. Учение о разумном удовольствии и пользе боли. Ценность покоя. Принцип: «Живи незаметно», его анализ. Учение о победе над страхом, роль здесь философии. Три основных вида страха
по Эпикуру: страх перед богами, перед смертью и перед судьбой.
Эпикур и эпикуреизм. Школы эпикуреизма: Ранний Сад (4-3 вв. до н.э.); Средний Сад (3-1 вв. до н.э. Лукреций Кар); Поздний Сад (1 в. до н.э. - 3 в. н.э.).
Критика гносеологии, физики и этики эпикуреизма. Недооценка рационализма,
наивность в понимании атомов, индетерминизм, «натуралистическая ошибка» в
этике. Истинность принципа: «Живи незаметно, но действуй эффективно».
Оценка учения Эпикура в истории философии.
Тема 5. Стоицизм
Стоицизм как философская школа. Три (3) периода истории Стои. Крупнейшие предста-вители ранней, средней и поздней Стои и их главные сочинения. Основные части стоиче-ской философии: физика, логика, этика, их соотношение.
Логика стоиков. Структура логики стоиков: риторика и диалектика. Структура диалек-тики стоиков: гносеология, формальная логика, семантика. Чувственное познание у стоиков, его возможности и структура: впечатление, согласие, постижение, представ-ление. Роль семантики в познании. Логика стоиков как логика импликаций и пропозиций. Логика стоиков как учение об умозаключениях и доказательствах. Роль гипотетических суждений в логике стоиков.
Физика стоиков, её особенности. Соматизм физики стоиков.Пантеизм онтологии стои-ков. Структура Бога/природы: учение о 2-х началах и 4-х элементах. Учение стоиков о Космосе и пневме. Судьба Космоса. Роль в космосе причинно-следственных отношений. Структура космоса, учение о 4-х уровнях космического бытия. Учение стоиков о телес-ных и бестелесных вещах (4 уровня бестелесных вещей). Понятие «нечто» в стои-цизме. Учение о структуре бытия в философии XX века (Н. Гартман, А.Ф.Лосев).
Антропология стоиков. Их учение о человеке и душе (8 частей души).
Этика стоицизма. Сенека, Марк Аврелий и Эпиктет как крупнейшие представители стои-ческой этики. Место этики в философии стоицизма. Этика стоиков о долге человека. Эти-ка стоиков о свободе воли и о роли разума в нравственном поведении человека. Этика стоиков о человеческом достоинстве. Этика стоиков как этика добродетелей. Этика стоиков о нравственной оценки явлений (3 вида оценок явлений: добрые, злые и адиафор-ныё). Стоики о нравственном значении принципа «жить в соответствии с природой». Общая оценка этики и философии стоиков. Стоицизм в истории философии и в культуре.
Тема 6. Неоплатонизм
Неоплатонизм как философское учение. Платон и неоплатонизм. Неоплатонизм и хри-стианство. Шесть (6) школ неоплатонизма, их крупнейшие представители и их основные работы. Особенности учебного процесса в неоплатонических школах.
Онтология неоплатоников. Умозрительная конструкция мира неоплатоников, ее характе-ристика. Учение Плотина об Едином. Единство, сверхбытийность, сверхразумность, сверхлогичность, бесконечность и невыразимость Единого. Единое и Благо. Учение неоплатоников об эманации, ее сущность. Эманация и креационизм. Учение неоплатони-ков об Уме. Идеи и числа как основные элементы содержания Ума, проблема их возник-новения. Критика Плотиным субъективизма и психологизм а в понимании идей, чисел. Возможные современные интерпретации учения Плотина о Едином, Уме, Душе. Упоря-доченность мира и его энтропия. Источник развития, совершенства в мире. Материя и энергия.
Учение неоплатоников о Душе. Две части Души. Душа и свет.
Учение неоплатоников о материи. Бескачественность материи. «Имматериальное учение о материи» у Плотина.
Гносеология неоплатонизма. Учение об экстазе.
Этика неоплатоников. Проблема зла. Аскетизм морали неоплатонизма.
Оценка Плотиным философии и диалектики.
Неоплатонизм и история философии.
Тема 7. Гностицизм
Гностицизм как эклектическое учение переходной эпохи от языческого мира к христиан-скому. Крупнейшие представители гностицизма. Первоисточники по гностицизму. Уче-ние гностицизма о знании и его роли. Учение гностицизма о Боге, о космосе. Понятие «эона». Учение об эн-софе и эманации. Учение гностиков о Христе и о человеке. Буду-щее человечества у гностиков. Гностицизм в истории философии и культуры.
Тема 8. Апологетика
Христианская апологетика как защита христианского вероучения. Диалог апологетов-христиан с античной философией и религией. Основные аргументы апологетов-христиан. Философская разработка христианства апологетами. Наиболее известные апо-логеты христианства: Юстин Философ, Тациан, Тертуллиан. Важнейшие работы Тертул-лиана: «О воскресении плоти», «Апология», «О свидетельстве души», «О плоти Хри-ста». Критика Тертуллианом философии. Идея Тертуллиана: «Верую, потому что аб-сурдно», её смысл. Учение Тертуллиана, что всякая душа по природе христианка.
Раздел II. История философии раннего средневековья
Тема 1. Философия средневековья, отличительные черты и источники. Библия
Средневековая философия, основные этапы её развития. Отличительные черты средневе-ковой философии. Основные первоисточники средневековой философии.
Библия как первоисточник средневековой философии. Структура Библии. Фундамен-тальные идеи Библии, имеющие философское значение. Идеи монотеизма, троичности Бо-га, креационизма в Библии.
Номотетический Бог и нравственный закон. Учение о первородном грехе и христианской любви, изложенные в Библии. Бессмертие души и воскресение мертвых у христиан. Но-вый смысл истории и жизни человека. Переоценка ценностей, проделанная в Библии, в Новом Завете.
Тема 2. Философия Августина Блаженного
Жизнь, личность, духовное развитие и сочинения Августина Блаженного. «Исповедь» и «О Граде Божиим», их историческое значение.
Учение Блаженного Августина о Боге, его «доказательства»: а) наличие совершенства в мире; б) согласие человечества о Боге; в) существование разных ступеней блага; г) экзи-стенциальное (интуитивное чувство) доказательство Бога.
Характеристика Бога у Блаженного Августина: а) Бог есть Любовь, Бытие, Истина, Благо; б) понятия «сущности» и «субстанции»; в) адекватного определения Бога дать невозмож-но; г) Бог есть Троица. Тринитарные апологии.
Учение Блаженного Августина о мире: а) Креационизм. Одновременность сотворения ми-ра и историчность реализации возможностей; б) Учение о времени. Время и вечность. Па-радокс времени; в) Оценка Б. Расселом учения Августина о времени.
Учение Августина о человеке: а) Основные характеристики человека: телесность, смерт-ность, греховность.; душа человека и ее бессмертие; б) «Доказательства» бессмертия ду-ши. Простота души – основание ее бессмертия. Наличие в душе вечной истины; в) Авгу-стин Блаженный и Декарт. Онтологическое значение человеческой субъективности. Из знания следует существование; г) Учение о первородном грехе. Гипотеза о предсущество-вании человеческих душ в Адаме; д) Учение о трех основных элементах души: разуме, чувствах и воли; е) Конфликт воли. Свобода как свойство воли, а не разума. Возможность иррационального выбора воли (пример – первородный грех).
Учение Августина о благодати: а) Избранность и таинственность благодати Бога; б) Уче-ние Пелагия о свободе и борьба с ним Августина; в) Учение Блаженного Августина о любви.
Учение Августина об ощущениях (платонизм), его гносеология.
Учение Блаженного Августина об истории («Град Божий»): а) Значение любви для Града. – Два рода ангелов и два рода людей – сыны Авеля и сыны Каина; б) Учение об истории как имеющей начало и конец. Учение о шести исторических этапах; в) Учение об Иеруса-лиме и Вавилоне; г) Учение Августина о государстве. Оценка Августином насилия со сто-роны государства.
Учение Августина Блаженного в истории философии и культуры.
Тема 3. Патристика. Философия и богословие Дионисия Ареопагита
Патристика как богословское и философское учение. Роль Отцов Церкви в развитии христианства.
Крупнейшие представители восточной патристики IV века: св. Афанасий Александрий-ский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Зла-тоуст.
Основные темы патристики. Апофатическое и катафатическое богословие Отцов Церк-ви. Проблема соотношения веры и разума, философии и богословия у Отцов Церкви. Тринитарная проблема и борьба с ересями в ран-нем средневековье. Учение о боже-ственной и человеческой природах Иисуса Христа у Отцов Церкви. Учение о церкви. Ан-тропология и учение о природе Отцов Церкви.
Философско-богословское учение Дионисия Ареопагита. Дионисий Ареопагит, его лич-ность, творчество, библиография.
Апофатическое богословие Дионисия Ареопагита и его катофатическое богословие.
Учение об именах Божиих Ареопагита (38 имен). Метафизика имени в философии.
Учение Дионисия Ареопагита о мире как теофании. Учение об иерархичности тварного мира.
Учение Дионисия Ареопагита о материи, его отличие от неоплатоников.
Проблема зла как отсутствия добра и Ареопагита. Учение о демонах причастных добру.
Учение Ареопагита о человеке. Концепция познания Бога через просветление (иллюмина-цию).
Метафизика света у Дионисия Ареопагита.
Роль Дионисия Ареопагита в христианской культуре.
Раздел III. История философии зрелого средневековья
Тема I. Философия зрелого средневековья XI-XII веков.
Литература по теме «философия зрелого средневековья» (Э. Жильсон, Ф. Кополстон, В.В. Соколов».)
Социально-исторические черты 11-12 вв., важнейшие исторические события данного вре-мени и их значение: а) папская революция; б) клюнийская реформа; в) монашеские орде-на; г) крестовые походы.
Начало схоластики, ее темы, истоки. Боэций, его основные труды и идеи. Роль Боэция в средневековой философии.
Реализм и номинализм о соотношении общего и единичного.
Понятия реалий, универсалий, номиналий. Проблема существования реалий.
Два направления в средневековом реализме и номинализме, их анализ.
Реальные проблемы решаемые реалистами и номиналистами: а) первенство общего или единичного; б) реальность общего; в) соотношение веры и разума; г) легитимность права, основ юриспруденции.
Тема 2. Философия Ансельма Кентерберийского.
Жизнь и личность Ансельма Кентерберийского. Сочинения Ансельма Кентерберийского, их анализ.
Проблема соотношения веры и разума у Ансельма Кентерберийского. - «Верую, дабы уразуметь». «Верю потому что знаю».
Основы «естественной теологии» у Ансельма Кентерберийского.
Отношение Ансельма Кентерберийского к христианским догматам.
«Доказательства существования Бога» Ансельма Кентерберийского (4 «доказатель-ства»). З «доказательства» в «Монологионе». Два принципа: 1) вещи не равны в своём совершенстве; 2) относительное совершенство получает своё совершенство от абсолютно-го.. – Проблема правильного понимания Ансельма Кентерберийского.
«Онтологическое доказательство» бытия Бога Ансельма Кентерберийского («Просло-гион»), его историческая судьба. Критическая оценка онтологического доказательства: история и современность. Критика онтологического доказательства Гаунило.
Проблема соотношения логики нашего мышления и логики реальности. Современное развитие паранепротиворечивых логик, многозначных логик и т.д.
Учение Ансельма Кентерберийского об истине. Истина суждений и истина воли, чувств, действий.
Концепция языка Ансельма Кентерберийского. Проблема паронимов.
Тема 3. Философия Петра Абеляра.
Жизнь, личность, сочинения Петра Абеляра. Петр Абеляр как учитель.
Логика и диалектика Петра Абеляра. Обращение Абеляра к Боэцию, к Порфирию. Диа-лектика как содержательная логика. Логика, грамматика и диалектика. Диалектика и со-фистика.
Принцип методологического сомнения у Абеляра. Сомнение как стимул к исследованию.
Три методологических правила П. Абеляра: а) подвергни текст анализу; проблема эквиво-каций в средние века; б) установление аутентичности текста и автора, вставок; в) обра-щение к подлиннику, к первоисточнику.
Проблема веры и разума у Абеляра. «Верую потому что знаю». Абеляр как основатель теологии, его ересь.
Проблема соотношения общего и единичного, универсалий и номиналий. Критика Абеля-ром «крайнего» и «умеренного» реализма. Проблема идеальной природы сущностей, - платонизм Абеляра. Существование универсалий по Абеляру в уме и в языке. Абстракция как причина универсалий. Понятие концепта.
Проблема души и тела у человека.
Этика Абеляра и её важнейшие принципы: субъективность, интенциональность, значи-мость внутренней мотивации, безгреховность естества, божественный моральный закон и имманентный моральный закон.
Тема 4. Философия Фомы Аквинского
Жизнь, личность и сочинения Фомы Аквинского. Творческие особенности Аквината: си-стематизатор; знаток Аристотеля, Св. Писания и Св. Предания; глубокая христианская религиозность.
Литература по теме: Э. Жильсон, Ф. Коплстон, Честертон и др.
Сочинения Фомы Аквинского: Три (3) большие работы. «Сумма против язычников», ее структура. «Сумма теологии», ее структура.
Проблема соотношения веры и разума у Фомы Аквинского. Концепция «двойственности истины» 12-13 вв. Аверроис, Сигер Брабантский. Фома Аквинский и «срединный вари-ант».
Проблема соотношения философии и теологии у Фомы Аквинского. «Философия есть служанка теологии». Философия и религия абсолютно различны по методу, и лишь ча-стично по предмету. Единство цели у философии и религии – спасение человека.
Значение философии для человека как существа разумного. Философия показывает во что надо верить, а что можно принять через доказательства. «Пытаться доказать недоказуе-мое – значит утверждать сомневающегося в его сомнениях».
Два вида религиозных догматов: 1) доказуемых и 2) принимаемых на веру. Догматы о бытии Бога доказуемы, догматы о Христе – принимаемы на веру.
Фома Аквинский как умеренный реалист.
Учение Фомы Аквинского об истине. 8 вопросов связанных с истиной. Понятия истины у Аристотеля и Декарта и их связь с номинализмом. «Истина как отношение чего-либо или кого-либо к разуму (человеческому и божественному)».
Истинность вещи. Субстанциональные и акцидентальные отношения и их связь с исти-ной. Относительная истинность чувств. Соотношение истины и сущего, истины и блага. Частные истины: «истина жизни», «истина справедливости».
Истина и Бог. Бог есть высшая и первая истина. Парадокс: Истинно, что кто-то грешит. Следовательно это от Бога (логическая ошибка акциденции). Проблема изменчивости и вечности истины.
Учение Фомы Аквинского о лжи. Ложь вещи безусловная и в некотором смысле. Выска-зывание.: «Истинный трагик может быть ложным Гектором». Ложь чувств и разума.
Истина и ложь как контрарные противоположности. Ложь может быть в истине. Ложь как момент истины. Зло как момент добра. Истина как основа лжи, добро как основа зла. Относительность лжи и зла, абсолютность истины и добра.
Анализ Аквинатом универсалий «общее и единичное», «сущность и существование», «форма и материя», «действительность и возможность». Связь с Аристотелем и христи-анством в понимании универсалий.
Учение о первичных (божественных) и вторичных (естественных) причинах.
Критика Ф. Аквинским «онтологического доказательства» бытия Бога.
Пять (5) «доказательств бытия Бога» Фомы Аквинского.
Учение Фомы Аквинского в истории философии и культуры.
Тема 5. Философия Дунса Скота.
Иоанн Дунс Скот, его жизнь, личность и сочинения.
Учение Дунса Скота о теологии и философии, их отношениях. Аргумент Дунса Скота (Аристотеля) о различии теологии и метафизики по предмету. Бог есть предмет теологии, сущее есть предмет метафизики. Но Бог также есть Сущее, и Бог есть первопричина (трансцендентная), и все это и предмет метафизики. Решение Дунса Скота.
Два вида богословия по Дунсу Скоту: «богословие в-себе» и «наше богословие». Предмет теологии в-себе – «чтойность», конкретное содержание Бога, что доступно только боже-ственному уму. Предмет «нашего богословия» - наука об истинах, содержащихся в Писа-нии. Человек-странник может знать о сущности Бога только то, что ему открыто самим Богом в Священном Писании, и что он может вывести из него посредством разума.
Дунс Скот о соотношении веры и разума. Дунс Скот о полезности знания (вера ищущая разумения). Дунс Скот об ограниченности «естественного света» разума. 3 аргумента против ориентирующегося на естественный свет разума.
Анализ Дунсом Скотом важнейших универсалий. Понятие трансценденталий. Два вида трансценденталий. Анализ сущего, его понятие. Современное понятие сущего. «Сущ-ность есть сущностное существование».
Анализ единого. «всё сущее одно (едино)». Разные виды единства: простота в Боге; огра-ниченность как единство живых существ; духовность – как единство разумных существ. Принцип унивокации.
Анализ истинности. «Всё сущее истинно». Истинность онтологическая и логическая.
Анализ блага. «Всё сущее есть благо, потому что всё сущее – сущее». Всё сотворенное благой волей Бога есть благо. Существуют благо-цель и благо-средства.
Анализ Дунсом Скотом разделительных атрибутов: нельзя из необходимости вывести случайное, или из сути Бога существование мира, противоположное возможно.
Теология Дунса Скота: 1) теология есть особая наука (соответствует 3 из 4 критериев научности; 2) теология есть практическая наука (как этика есть практический разум).
Доказательства бытия Бога у Дунса Скота. Бог есть Существо актуально бесконечное. 3 этапа доказательства: а)наличие безусловно первого как причины, как цели, как совер-шенства; б) бесконечность первого сущего; в) актуальная бесконечность может быть только одна (принцип унивокации).
Христология Дунса Скота. Проблема крестной смерти Иисуса Христа.
Мариология Дунса Скота. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Утверждается как новый догмат в РКЦ в 1854 г. папой Пием IX.
Учение католичества и православия о первородном грехе.
Историческое значение философии и теологии Дунса Скота.
Тема 6. Философия Оккама
Жизнь, личность и сочинения Уильяма Оккама. Литература по теме: Э. Жильсон, Ф. Коплстон, А.В. Апполонов и др. и оценка творчества Уильяма Оккама современниками и последующими поколениями. Крайний номинализм Оккама.
«Бритва Оккама» как онтологический и методологический принцип.
Логика Уильяма Оккама, её роль. Подразделение логики у Уильяма Оккама на логику терминов, высказываний и рассуждений.
Понятие термина у Уильяма Оккама как части высказывания. Классификация терминов. Термины подразделяются в соответствии с делением речи: письменные, устные и мен-тальные. Термины подразделяются также на коннотативные (коннотации) и абсолют-ные. Имена есть первичной и вторичной интенции. Имена первичной интенции – это имена вещей. Имена вторичной интенции – это имена имен. Существуют трансценден-тальные термины (сигнификаты) – их 6 : вещь, нечто, единое, истинное, благое, сущее.
Учение Уильяма Оккама о суппозиции (подстановке, замещении). Классификация суппо-зиций: материальная, персональная и простая. Суппозиция как проблема имени в средне-вековой философии. зарождение философии языка.
Гносеология Уильяма Оккама. Три вида познания: чувственное, абстрактное и интуитив-ное. Интуиция чувственная и рациональная. Дефиниции интуитивного и рационального познания, связанные с существованием вещи. Абстрактное знание вещей не гарантирует их существование. Чувственное и интуитивное познание как единственно надежное по-знание.
Учение о знании Уильяма Оккама. классификация знания: очевидное, несомненное (роль веру как уверенности); очевидное необходимого, истинного. Проблема доказательств у Уильяма Оккама. Критерий доказательств – опыт.
Проблема истины у Уильяма Оккама. Необходимость соответствия субъекта и предиката у одного и того же высказывания. Правильное понимание высказываний. Пример: «Со-крат есть человек».
Метафизика Уильяма Оккама. Опровержение реалий как универсалий. Реалии не зафик-сированы в опыте. Но ошибка Уильяма Оккама в том, что в опыте не зафиксированы и «чистые» номиналии. Реальные (особенные, отдельные) вещи есть всегда единство еди-ничного и общего. Есть рациональное опровержение реалий-универсалий: существуют только индивидуальные субстанции, потому и универсалии должны быть индивидуаль-ными.
Критика У. Оккамом концепции универсалий как существующих в сознании. Объяснение Уильямом Оккамом ментальных универсалий через «смутное» познание, наличия «схоже-сти». Познание может обойтись без посредничества универсалий (видов, родов, законов. – путь скептицизму Юма. Понятие науки как собрание фактов. Но наука начинается не с фактов, а с проблем (К. Поппер).
Критика У. Оккамом концепции универсалий как идей Бога. Богу нет необходимости в посредничестве идей.
Этика Уильяма Оккама. Основа морали заложена волей Бога (волюнтаризм), что выра-жено в Его заповедях. Для Бога и в морали все относительно. Существует абсолютное и упорядоченное могущество Бога. Заочная полемика с Дунсом Скотом. Дунс Скот считал, что Бог не может заставить ненавидеть себя, ибо это самопротиворечиво. Уильям Оккам утверждал, что Бог может создать и такую максиму, но она станет неразрешимой антино-мией для человека.
В политической философии Уильям Оккам стоял на умеренных позициях, выступал за разделение властей, за ограничение власти папы.
Теология Уильяма Оккама. Доказательство бытия Бога как конечной сохраняющей при-чины. Признавал существование и бессмертие души на основе веры.
Историческое значение учения Уильяма Оккама
ВлГУ. К-ра ФиР. 2014.
|