ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ»
(Примерный план)
Часть II1. История философии эпохи Возрождения и Нового Времени
Раздел II. История философии Нового Времени
Тема. Философское учение Рене Декарта.
Жизнь, личность и творчество Рене Декарта. Декарт как основоположник новой европей-ской философии.
Гносеология Декарта. Принцип «cogito ergo sum» и его анализ. Оценка данного принципа в истории философии.
Дедуктивный метод Декарта, его основные принципы.
Онтология Декарта. Учение о материальной и идеальной субстанциях. Основные свой-ства материи и сознания по Декарту.
Антропология Декарта. Психофизическая проблема и ее анализ.
Учение Декарта о языке.
Этика Декарта. Важнейшие моральные принципы его этики.
Естественно научные идеи Декарта: математические, физические (механические), физио-логические, космологические и др.
Декарт и Ньютон. Декарт и современная наука.
Картезианство в истории философии.
Тема. Философское учение Бенедикта Спинозы.
Жизнь и личность Бенедикта Спинозы. Творчество Б. Спинозы. Основные его работы.
Онтология (метафизика) Спинозы, его учение о субстанции, определение субстанции как causa sui.
Определение атрибутов и модусов в «Этике» Спинозы.
Субстанция, Природа и Бог у Спинозы. Три (3) доказательства Бога у Спинозы. Панте-изм Спинозы.
Важнейшие свойства субстанции у Спинозы. Параллелизм Спинозы и его особенность. Решение психофизической проблемы Спинозой и его оценка. Когнитивные науки и пси-хофизическая проблема.
Важнейшие атрибуты субстанции, известные человеку.
Важнейшие модусы и их свойства (natura naturata).
Детерминизм Спинозы. Свобода есть познанная необходимость.
Специфика «геометрического метода» Спинозы.
Учение Спинозы о душе и разуме. Соотношение воли и разума человека по Спинозе. Учение о бессмертии души.
Учение Спинозы об идеях и аффектах, существующих в душе.
Три (3) способа познания по Спинозе: мнение, разумное познание и интуитивное позна-ние. Спиноза о познании, дающем идеи единичных вещей, общих свойств и связей, о по-знании с точки зрения вечности (sub specie aeternitates). Учение Спинозы о ложности и истинности идей. Незнание причин как источник лжи. Интуиция как критерий истины. «Истина есть мерило и самой себя и лжи».
Аффекты как проявление всеобщего закона сохранения энергии/движения. Человек как иррациональное существо.
Три (3) основных аффекта по Спинозе: желание, удовольствие и неудовольствие. Пассив-ные и активные аффекты.
Учение Спинозы о рабстве человека и его свободе как самодетерминации.
Победа над пассивными аффектами как их упорядоченность с помощью разума через по-знание. Нравственное воздействие познания на человека.
Учение Спинозы о добре и зле, хорошем и плохом (дурном) как удовольствии и неудо-вольствии, могуществе и слабости человека. Оценка данных идей как отрицания транс-цендентности в пользу модусов, как проявления утилитаризма.
Учение Спинозы о морали как замещения знаний о причинах нормами, ценностями. Примеры Спинозы с Адамом, с несчастьями человека.
Ограниченность этики Спинозы.
Тема. Философское учение Г.В. Лейбница.
Жизнь и личность Лейбница. Творчество Лейбница, его работы по математике, логике, философии. Основные труды Лейбница по философии.
Методология Лейбница и проблема оснований науки: а) конструктивизм Лейбница; роль эмпирических источников; б) единство и отличие методологии Декарта, Спинозы и Лейб-ница: оценка методологического сомнения, оценка математики и логики; в) логицизм Лейбница, оценка арифметики и геометрии; критика «Начал» Евклида; г) проблема осно-ваний математики (Платон, Прокл, Лейбниц, Фреге и др.); роль аналитических суждений, законов формальной логики: закона тождества (А=А), противоречия.
Конструктивизм в науке и в философии. Конструктивный реализм у Лейбница. Номи-нальные и реальные определения, их различие.
Отношение Лейбница к античной и средневековой философии и науки.
Лейбниц о недостатках механистической методологии Декарта, за «субстанциональные формы».
Оценка Лейбницем «универсальной обобщенной математики», «общей науки», символи-ческой логики, с помощью которой можно будет заменить мышление исчислением. Со-временная роль символической логики в философии и науке.
Гносеология Лейбница: а) основные гносеологические проблемы и их отражение в гно-сеологии Лейбница; познание как самопознание монады; б) роль активности субъекта в познании как черта новой философии; в) единство субъектов познания в философии Лей-бница, его обоснование; г) роль чувств, разума и интуиции в познании по Лейбницу; по-нятие «вечных истин» и «истин опыта»; д) «вечные истины» как истины логики и мате-матики; роль закона противоречия в аналитических априорных суждениях; е)«истины факта» как истины, открываемые чувствами и разумом, их вероятностный, случайный ха-рактер; роль «закона достаточного основания»; проблема создания логики вероятности, теории вероятностей.
Роль рефлексии, самопознания в процессе познания по Лейбницу.
Понятие «перцепции» и «апперцепции» в гносеологии Лейбница. Учение Лейбница о «малых перцепциях, о бессознательном в психике человека. «Закон непрерывности» в психологии и гносеологии. Примеры Лейбница.
Понятие субстанции, монады у Лейбница. Отличие учения о субстанции Лейбница от учений Декарта и Спинозы.
Монада как «духовный атом». Субстанциональность, индивидуальность монады. Прин-цип «тождества неразличимых» в мире монад. Проблема взаимодействия между монада-ми. Представление и стремление как два важнейших свойства монады по Лейбницу. Пример Лейбница с мельницей, его смысл.
Понятие тела и мира у Лейбница. Принцип «предустановленной гармонии» в мире монад.
Идеи параллелизма у Лейбница.
Иерархия монад. «Голые монады», души и духи как разновидности монад.
Учение о вечности монад и о господствующей в теле монады.
Связь монадологии Лейбница с логикой.
Бог как всеобъемлющая монада. Четыре (4) доказательства бытия Бога у Лейбница: 1) он-тологическое; 2) космологическое; 3) доказательство от вечной истины; 4) доказательство о предустановленной гармонии. Их анализ.
Учение Лейбница о материи и пространстве. Относительность пространства, и континуум пространства и материи. Доказательства Лейбница.
Теодицея Лейбница. Три основных вида добра и зла: 1) метафизическое; 2) физическое; 3) моральное. Относительность зла. Частное зло как необходимое для общего добра. Мир без зла был бы менее совершенен, поэтому таким он и сотворен Богом. И в этом его оправдание, хотя до конца замысли Бога человеку не известны. Оценка теодицеи Лейбни-ца.
Тема. Философское учение Фрэнсиса Бэкона.
Жизнь, личность и творчество Бэкона. Основные философские произведения Ф. Бэкона.
Главные темы/программы Бэкона.
Учение Ф. Бэкона о знании. «Знание сила», «Знание – власть». Человек есть слуга и ин-терпретатор природы, а наука есть средство.
Общая задача науки – усиление власти человека над природой, что достигается с помо-щью знаний и техники. Отход от античного понятия науки.
Ф. Бэкон о трех открытиях, неведомых античности. Техника как идеал науки. Техника и власть. Ф. Бэкон о будущих научно-технических проектах.
Учение Ф. Бэкона о классификации наук: исторические, филологические и философские.
Учение Бэкона о естественной и гражданской истории. Подразделение естественной исто-рии.
В историю гражданскую входит история науки. Три уровня изучения истории науки.
Ф. Бэкон о социальных проблемах науки. «Новая Атлантида» как бэконовский футури-стический проект Академии наук.
Предмет философских наук: Бог, природа, человек. Логика как одна из наук о человеке. Предмет логики – формы мышления и методы правильного познания.
Ф. Бэкон об индукции как научном методе познания. Ф. Бэкон как родоначальник эмпи-ризма и сенсуализма; как основоположник новой английской философии. Ф. Бэкон о научном эксперименте. Учение о «опыте креста» («решающем эксперименте»). Учение об индукции в современной философии. (Юм, Рассел и др.).
Учение Ф. Бэкона о 4 идолах (призраках) ума: 1) призрак рода; 2) призрак пещеры; 3) идолы площади; 4) призраки театра. Средства борьбы с идолами ума.
Тема. Философское учение Джона Локка.
Жизнь, личность и творчество Дж. Локка. Основные философские произведения Локка. Главные темы/программы в творчестве Дж. Локка.
Гносеология Локка. Его критика теорий «врожденных идей». Душа человека (его психи-ка, сознание) есть «tabula rasa».
Понятие «идеи» у Локка: это содержание души, являющееся предметом разума. Термин «идея» обозначает все, что является объектом мышления».
Отрицание Локком любой формы врожденности. Идеи приходят только из опыта. Три основных положения Локка против врожденности идей, их анализ: а) не существует ни врожденных идей, ни принципов; б) ни один разум не может изобрести идеи, равно как и уничтожить их; в) источником и пределом разума является опыт.
Понятие опыта у Локка. Два основных вида опыта: внешний и внутренний. Роль ощуще-ний и рефлексии в познании. Отличие сенсуализма Локка от «вульгарного сенсуализма». «Простые» и «сложные» идеи у Локка. Пути происхождения идей.
Учение Локка о языке и его роли в познании. Локк как основоположник семиотики. Произвольность значения слов. Номинализм Локка. Проблема происхождения общих терминов.
Учение Локка о качествах. Первичные и вторичные качества.
Основные идеи рефлексии: мышление и желание (разум и воля).
Структура сложных идей: модусы или качества, субстанции и отношения.
Учение Локка о субстанциях. Три вида субстанции: Бог; конечные духи (души); тела.
Учение Локка о телах. Плотность/непроницаемость как основное свойство тел. Атомар-ное строение тел. Локк и Ньютон.
Учение Локка о познании как о действиях с идеями. Три основных вида познания: интуи-тивное, демонстративное и чувственное.
Политическая философия Локка. Критика Локком божественной сущности государства и права. (р. Роберта Филмера «Патриархат или Естественная власть королей»). Аргументы Локка.
Две главные идеи о государстве у Локка: а) идея общественного договора и идея есте-ственных прав. Определение государства у Локка.
Учение Локка о двух состояниях человеческого рода: естественном и гражданском. По-нятие естественного состояния людей.
Основные естественные права людей: право равенства, право на жизнь, свободу и соб-ственность. Проблема права собственности.
Происхождение государства в результате общественного договора. Суть общественного договора. Локк и Макиавелли.
Соотношение свободы и закона по Локку.
Условия легитимности общественного договора: а) добровольное согласие людей; б) веч-ность договора; в) каждый подчиняется решению большинства; г) федеративные законы обязательны для членов федерации.
Концепция разделения властей у Локка.
Причины болезни государства: ослабление законодательной власти; своеволие законода-тельной власти; несовершенство системы выборов. «Народ будет судья».
Учение Локка об отделение церкви от государства. Аргументы Локка.
Тема. Философское учение Джорджа Беркли.
Жизнь, личность и творчество Беркли. Основные философские произведения Дж. Беркли. Главные темы/программы Беркли.
Критика Беркли учения Локка о первичных и вторичных качествах. Полемика с француз-скими материалистами и с Джоном Толандом.
Учение Беркли о том, что «мир есть комплекс моих ощущений», и что «существовать зна-чит быть воспринимаемым». Два основные идеи субъективного идеализма: а) человек осознает и знает только свои ощущения и идеи, связанные с ними; б) идеи и ощущения можно сравнивать только с идеями и ощущениями. Анализ данных идей.
Критика Беркли учения Локка об абстракции. Абстракции суть фикции.
Критика Беркли механики Ньютона за использование понятий «абсолютного простран-ства» и «абсолютного времени». Связь Маха и Авенариуса с Беркли (В.И. Ленин).
Б. Рассел о логических и эмпирических аргументах Беркли. Логический аргумент: объект ощущений всегда связан с каким-то умом, иначе абсурд. Эмпирический аргумент Беркли: страдание мы не можем относить к не воспринимаемым вещам. Возражения Рассела, их оценка.
Аргументы субъективных идеалистов против материи: а) материю никто еще не ощущал в опыте (позитивизм); б) данное понятие бесполезно для науки, даже для физики, т.е. оно прагматически не эффективно (прагматизм). Аргументы противников субъективного иде-ализма.
Парадоксы Беркли:«скачкообразная» Вселенной; как мы можем ошибаться? можем ли мы мыслить без помощи мозга? существовала ли земля до человека (солипсизм)? Бог у Берк-ли как гарант устойчивости Вселенной и наших идей и ощущений (естественных законов и логики).
Учение Беркли о душе как духовной (идеальной) субстанции.
Сенсуализм и номинализм Беркли. Отрицание Беркли дифференциального исчисления Ньютона.
Историческая заслуга субъективного идеализма.
Беркли в истории философии: Юм, Кант, Ленин, Поппер, Рассел.
Тема. Философское учение Дэвида Юма.
Жизнь, личность и творчество Юма. Основные философские произведения Д. Юма. Главные темы/программы Юма.
Социальные и гносеологические источники философии Юма.
Критика Юмом учений Локка и Беркли о качествах, субстанциях и отношениях. Впечат-ления и идеи как источники наших знаний о качествах. Учение Юма о впечатлениях и идеях. Деление перцепций на впечатления и идеи; подразделение впечатлений и идей на простые и сложные; на первичные и вторичные. Учение Юма об аффектах и страстях, как содержании наших вторичных впечатлений.
Единство Юма и Беркли в том, что мы не можем категорически утверждать о существова-нии первичных качеств, но различие в том, что мы не можем категорически утверждать и о не существовании первичных качеств. Мы должны воздержаться здесь от категориче-ских суждений о существовании или не существовании первичных качеств, - скептицизм Юма;
Методологический принцип Юма и в других подобных случаях («гильотина Юма в широ-ком смысле этого слова»): существовать, значит быть воспринимаемым, но и то, что не воспринимаемо может существовать, хотя оно и не познаваемо для нас.
Учение Юма о субстанции. Отрицание Юмом материи как субстанции. Отрицание души как субстанции. «Я» как обозначение субстанции души не уловимо для самого я по Юму. Значимость данного вывода Юма для субъективного идеализма.
Учение Юма об отношениях. 7 типов отношений (связей) – а) отношения сходства, б) тождества, в) пространства и времени, г) количества (числа), д) степени качества, е) про-тивоположности, ж) причины и следствия.
Традиционные учения о причинно-следственных отношениях; закон причинности.
Современное понятие причины и следствия. Особенности причинно-следственных отно-шений. Критика Юмом традиционных учений о причинности. Признание Юмом смеж-ности во времени в причинно-следственных отношениях и отрицание в них необходимо-сти как отсутствие ее в восприятии. Парадокс причинности Юма.
Роль привычки и веры в признании закона причинности согласно Юму. Связь индукции и необходимости в причинно-следственных связях, в том числе в законах; критика данного положения Юмом как основание скептицизма в отношении достоверности научных зна-ний. Иррационализм научного знания по Юму. Парадокс причинности Юма в истории философии (Рассел, Карнап, Поппер и др.).
Этика Юма. «Гильотина Юма» или «принцип Юма в этике» как разграничение суждений факта и суждений долга (дескриптивных и прескриптивных суждений). Отличие де-скриптивных и прескриптивных суждений. Дескриптивные суждения могут быть истин-ными или ложными; прескриптивные выражают лишь нашу оценку, чувства, в том числе чувство долга, и они не могут быть истинными или ложными, т.е. они не научны.
Юм о всеобщим акте незаметного для самих философов перехода от суждений факта к суждениям долга, что неправомерно. Роль «гильотины Юма» в этике, ее «разрушитель-ные следствия», поскольку традиционно этика обосновывала свои суждения (прескрип-тивные, повелительные или должные) фактами, разумом, а это само не обоснованно по Юму, что дает основание для скептицизма в морали, в этике.
Иные нетрадиционные идеи Юма в этике: бессилие разума в сфере морали, где он «раб аффектов». Разум бессилен в качестве мотива поступка. Необходимо четко разделять ло-гическую и психологическую сферы сознания. Учение Юма о том, что не разум, а чув-ства, аффекты воздействуют на мотивацию воли в моральном выборе; разум лишь направляет нас к объектам, вызывающим определенные аффекты, которые и определяют нашу волю. Импульс аффекта может быть изменен только аффектом, а не разумом;
Разум по Юму не может быть и средством нравственной оценки поступка. Логическая (разумная) оценка проводится через истину и ложь, а нравственная – через «достойные похвалы или порицания»; и чтобы утверждать, что «вся безнравственность проистекает из предполагаемой лживости поступков», надо первоначально доказать, что «ложь безнрав-ственна», а это, по Юму, никому еще не удалось.
Юм в истории философии: Кант, Миль, Поппер, Рассел, Карнап, Делез и др..
ВлГУ. К-ра ФиР. 2014 г.
|