О Воспитании

                                                                                                                                                           П.Е. Матвеев

                                                                                 О ВОСПИТАНИИ

Начался новый учебный год. В России перешли в чем-то еще на советскую педагогику. И это правильно. Советская педагогика во многом наследовала еще дореволюционную, царскую. А у той были замечательные достижения. Вспомним ее учеников – великих ученых Павлова, Менделеева, Н. Вавилова и др. В частности, в этом году в России вернули единые для всей страны учебники по истории, другим предметам.
И вновь встаёт проблема воспитания. А она не проста. Я затрагивал данную проблему в монографии «Краткие основы морали и этики» (Москва. 2022). Воспитанием занимается не только педагогика, но и философия и другие дисциплины. Мы в данной статье подходим к проблеме воспитания прежде всего с наиболее общих, философских позиций. Дадим соответствующее определение. Воспитание есть целенаправленная формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормами. По словам академика И.П. Павлова, нашего первого лауреата Нобелевской премии, воспитание есть механизм обеспечения сохранения исторической памяти. И это не зряшная дефиниция. Много сейчас молодых людей среди образованных, но предающих свою национальную культуру, свою национальную религию. Что можно сказать о них? – Образованы, но плохо воспитаны, ибо не хранят свою историческую память.
Когда говорим о воспитании все время встает вопрос и об образовании. Единство воспитания и образования нашло отражение и в определении образования. Так в Большой Российской энциклопедии (2004 г.). от-мечено, что «образование, процесс педагогически организованной социализации, объединяющей обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей». Таким образом, по определению, образование более широкое понятие, чем воспитание, объединяющее воспитание и обучение. Но образование часто понимается и в узком смысле как синоним обучения. К сожалению, особенно в последнее время наблюдается разрыв между образованием и воспитанием, когда воспитание понимается как довесок к образованию. Считается, что образование автоматически обеспечивает воспитание. Действительно, хорошее воспитание – залог будущей образованности, а образование предполагает определенную воспитанность. Но миллионы людей в прошлом были воспитаны, но не были образованны. А в настоящее время мы имеем множество людей образованных, но ставших преступниками, т.е. не достаточно воспитанных. Действительно, многие преступления, особенно в сфере экономики, совершаются людьми, имеющими не только среднее, но высшее образование. Воспитанию и воспитателю надо уделять особое внимание и в процессе образования и в других областях жизни.
Для философии важно, прежде чем браться за решение проблемы предварительно ответить на вопрос, а решаема ли в принципе данная проблема? Иначе можно затратить усилие втуне, как с попыткой создания «вечного двигателя», создать который по законам природы в принципе не-возможно. Итак, можем ли мы целенаправленно воспитать человека?
Этот вопрос интересовал уже древних. В античной Греции Платон рассматривал данную проблему с разных сторон в ряде своих диалогов. В диалоге «Менон» речь идет о воспитании добродетелей. Сократ, главное действующее лицо в абсолютном большинстве диалогов Платона, высказывает мысль, что у всех добродетелей одна определенная идея. И важно эту идею найти. А когда мы «стремимся искать неведомое нам, становимся лучше и деятельнее …» . Сократ здесь указывает на еще одну важную черту моральных добродетелей, а именно, - найти учителей добродетели невозможно. «Я много раз, - говорит Сократ, - искал учителей добродетели, но не мог найти, чтобы не предпринимал» .
Это очень значимое замечание в адрес морали. Кто может быть Учителем? Учителем с большой буквы этого слова. Учитель – это тот, кто и преподает знания и воспитывает. Настоящий учитель-воспитатель - явление довольно редкое. У меня за годы учебы было много преподавателей, а Учителями я могу назвать только троих. И всегда это были люди творческие, креативные. Именно их креативность и оказывала мощное воздействие на учеников. Думаю, такие люди запоминаются, какой бы в дальнейшем деятельностью их ученики не занимались.
Трудно найти настоящих учителей по воспитанию еще и потому, что нет отдельного предмета по воспитанию, как в математике, истории и в других науках. Поэтому и специальных воспитателей мало. Воспитание связано со всеми другими практиками, переплетено с ними. И каждый человек осознанно или неосознанно выступает воспитателем.
В том же диалоге «Менон» Платон отмечает связь нравственных добродетелей с разумом. Если, например, мужество не имеет ничего общего с ра-зумом, то это просто дерзость. Однако на примере мудрых, достойных людей, таких как Перикл, Фукидид и другие, видно, что они были не способны научить добродетели и своих сыновей. И Платон приходит к выводу, что добродетели не являются знанием, а это скорее «божественный дар», т.е. достаются человеку от Бога. Так что добродетель – счастливая случайность? И ей нельзя научить, воспитать? Эти вопросы человечество решает по сей день. Одно мы знаем точно, что добродетели в известной мере можно перенять у родителей, от окружающей среды, от правильных книг, фильмов, картин и т.п., т.е. от того, кто и что внушает мораль, обще-человеческие моральные ценности. Велика здесь роль примера.
Многими нитями связан человек со своей семьей, с родными, со своими сословием, землею, родиной, отечеством, с их жизненными мирами. Все это вместе, вкупе с индивидуальностью самой личности, и формирует сущность и характер любого человека. Со времен Древней Греции решали философы, педагоги данную проблему. Не случайно называют педагогику прикладной, т.е. практической философией. Но до конца процесс этот не изучен и не формализован. Здесь тайна человеческая. И слава Богу, что это так! Но вопрос данный наиактуальнейшей! Сколько страданий приносят взрослые дети родителям, которые кое-что упустили в их воспитании.
Уже Платон подробно рассматривал факторы, способствующие воспитанию человека. Он выделял два вида воспитания: гимнастическое и мусическое или музыкальное. Сначала – мусическое воспитание, включая мифы для детей, а затем гимнастика. «И мнения, воспринятые им [ребенком – МПЕ] в таком возрасте, обычно становятся неизгладимыми и неизменными» .
Собственно, и сейчас мы учим детей по данной схеме, время доказало ее эффективность. Так учили и нас наши родители и так далее вглубь поколений. Только вместо мифов мы обычно рассказываем или читаем детям сказки. А сказки бывают разные: волшебные, богатырские, сказки о животных и т.д., но все народные сказки имеют огромное воспитательное значение. Здесь добро всегда побеждает зло. Уже во времена Платон обращали внимание на содержание мифов/сказок. – «Пусть и не пытаются у нас внушить юношам убеждения, будто боги порождают зло и будто герои ничуть не лучше людей» . Платон писал: «Ведь правильное воспитание и обучение пробуждают в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, благодаря такому воспитанию, они становятся еще лучше» .
Платон считал, что музыка, поэзия как средства воспитания имеют государственное значение и должны регулироваться государством.
В настоящее время дети подсели на мультики. Они с раннего детства смотрят за завтраком, обедом, ужином и в другое время различные мультяшки. И оторвать детей от этого занятия не просто. Это у них вызывает раздражение, плач, вплоть до истерического. А как влияет это на их воспитание, в целом на их умственное и духовное развитие? Процесс данный до конца не изучен, еще и потому, что мало прошло поколений детей через подобное. Но, несомненно, не смотря на современные средства ин-формации, особенно большую роль здесь играет телевидение, доля по настоящему талантливых, креативных людей уменьшилась. Это видно по произведениям, которые создаются уже взрослыми людьми. Где шедевры типа «Войны и мира», «Братьев Карамазовых», «Тихого Дона», симфоний Чайковского?! Мы можем предположить, что задатки креативности были и у многих современных взрослых людей, но не получили должного развития, не было соответствующего воспитания. И так во всех сферах человеческой жизни, - от искусства до спорта.
Встречаются дети, которые не верят во все сказочное, которое не существует в действительности. К ним нужен особый подход в воспитании. Надо донести до них, что не все не существующее в действительности отсутствует в реальности. Мысль мы не видим и не слышим, а она существует в нашем уме, в голове. Кроме мира видимого есть мир невидимый, и он огромен. На признании вещей невидимых строится религия, формируются наши нравственные ценности. Во многом на этом стоит и патриотическое воспитание, и религиозное, и нравственное. Надо воспитывать не только разум, но и чувства, и сверхчувственное, интеллигибельное.
Самой сложной проблемой остается поиск и отбор талантов. А настоящие таланты редки. Великая удача для учителя получить талантливого ученика. Так повезло Сократу с Платоном, а Платону с Аристотелем. Со времен Древней Греции идет поиск наиболее совершенной системы от-бора учеников. Данный поиск продолжается и в настоящее время.
Среди философов, занимавшихся проблемой воспитания, надо отметить англичанина Джона Локка (1632 – 1704) . Локка рассматривают как создателя «критического эмпиризма». В этике и в политической философии Локк создал школу «просвещённого эгоизма». После него здесь осталось несколько идей, близких здравому смыслу и чрезвычайно эффективных. Это идеи общественного договора и естественных прав. Основными естественными правами человека по Локку являются : право равенства, право на жизни, свобода и право собственности. Локк является од-ним из родоначальников концепции «разделения властей». «Важно не то, кто правит, а как ограничить того, кто правит», - писал Дж. Локк. Он так-же считал целесообразным отделение церкви от государства. Локк аргументировал данное положение важностью души, заботу о которой нельзя поручить никому, даже государству, и ограниченностью насилия в вопросах веры.
Интеллект человека по Локку есть «чистая доска» или tabula rasa. Он отрицал врожденность конкретных идей. Идеи по нему приходят только из опыта. Это сказывалось и на педагогике Локка. Локк не имел собственных детей, но имел опыт воспитания, - он служил определенное время воспитателем у графа Шефстбери. Ему принадлежит работа «Мысли о воспитании», где используется и личный опыт.
Отрицая врожденность идей в интеллекте, Локк не отрицал врожденные задатки в душе, которые он иногда называл «природным складом». Так, он пишет в работе «Мысли о воспитании»: «Я не стану отрицать, что хороший природный склад ребенка сильно тому способствовал» . «Тому» - это значит здесь - хорошему воспитанию и обучению. Цель хорошего воспитания – добродетели человека: мудрость, благовоспитанность и знание. Под благовоспитанностью Локк понимал привитые хорошие манеры и подобающую вежливость. Все это является во многом плодом воспитания. Оно должно «природные дарования» каждого развить до предела. Постепенно правила поведения должна превращаться в привычку. Привычке Локк отводил важное место в деле воспитания. В привычку должно войти и правила поведения, и физические навыки, и духовные склонности.
Локк отметил важность физического воспитания, которое должно сформировать в ребенке здоровое тело. «Здоровый дух в здоровом теле». Физические упражнения надо рассматривать как отдых от умственных дел, и наоборот.
Важнейшую роль Локк отводил воспитанию добродетелей, даже больше, чем знанию. Он пишет: «Но я позволю себе сказать, что единственно надежную и правильную линию намечает тот, кто основу жизненных успехов своего сына полагает в добродетели и благовоспитанности» . Очень мудрое, правильное замечание, которое актуально на все времена.
В настоящее время появился материальный достаток у многих людей. Куда его вкладывать? На приобретение новых машин, дач и пр.? Но любая машина лет через 30 проржавеет, развалиться, а дача потребует ремонта и так до бесконечности. Мудро поступает тот, кто вкладывает деньги в детей, когда они есть, в их образование и в воспитание. Это вклад в будущее, и оно бессмертно.
А основой добродетели в душе ребенка является «истинное понятие о Боге». Надо научить ребенка с детства молиться утром и вечером. В детской душе должно запечатлеться понятие о Боге как о независимом высшем существе, создателе всего, «который любит нас и дарует нам все».
Обращает Локк внимание и на воспитание с детства мужества и мудро-сит. Мудрость Локк понимал в общепринятом смысле как умное и предусмотрительное ведение своих дел в этом мире. При этом мы с детства должны отучивать детей от хитрости. Локк определял хитрость как «обезьянье подобие мудрости». Хитрость есть отсутствие должного разума, «не будучи в состоянии достигнуть своих целей прямо, она пытается до-биться их плутовскими и обманными путями» . Мудрость приходит с возрастом. А в незрелом возрасте надо приучить детей к правде и искренности, к подчинению разуму и к обузданию своих поступков. Локк писал, что «великий принцип и основа всякой добродетели и достоинства заключаются в том, чтобы человек был способен отказаться от своих желаний» . Способность человека отказываться от своих желаний, противных разуму, надо совершенствовать также с помощью привычки.
Чтобы говорить правильно надо изучать грамматику. «Ибо грамма-тика не учит людей говорить, она учит говорить правильно». А чтобы правильно рассуждать надо читать логически правильно написанные книги, типа, скажем мы, Аристотеля, Декарта. А чтобы хорошо говорить для русского человека полезно читать Пушкина, Чехова, Булгакова. И это по Локку должно войти в привычку. Он много заботился о родном для него английском языке. И это должно быть правилом для всякого грамотного человека, - забота о родном языке.
Локк писал не только о том, чему воспитывать молодых людей, но и тому – как воспитывать, какие методы использовать в воспитании. Здесь необходимо учитывать возраст воспитуемого, его конституцию, предпочтения. Особую важную роль в деле воспитания джентльменов, а это с поправкой можно перенести и на девочек, Локк отводил игре. «Да и главное искусство именно в том и заключается, - писал Дж. Локк, - чтобы все, чем должны заниматься дети, сделать игрой и развлечением» . Но и здесь надо соблюдать меру, ибо и самая любимая игра при принуждении надоедает ребенку, и он в конце концов предпочтет ей что-то иное.
В деле воспитания Локк в принципе был против наказания, типа розог. Но иногда физическое наказание он допускал, - это касается упрямства, упорства и открытого неповиновения. Но главное в наказании - исправление души. Физическое наказание Локк советовал заменять моральными мерами воздействия, а именно через стыд и позор, а также различного рода наградами, поощрениями. Добиться этого Локк предлагал через похвалу и одобрение, а также холодное отношение к детям, когда они ведут себя дурно.
Локк указывал на великую роль примера в воспитании детей. Здесь важнейшую роль играют примеры родителей и других близких и знакомых людей. Сейчас это во многом делается за счет кино, телевидения. Вот по-чему так важна умная цензура в средствах массовой информации. Велика роль по Локку и самого воспитателя. Будучи много лет воспитателем он отмечал, что довольно трудно найти достойного человека на такую работу.
И не найти просто потому, что воспитание в чистом виде не существует, оно предстает фоном, аспектом любой другой деятельности чело-века. Но, следовательно, любой человек должен учитывать данный аспект своей работы. Любой человек так или иначе воспитатель И лучше если к этому относится сознательно.
Почему воспитание обычно связывается с образованием? Потому, что учитель больше всего имеет дело с учениками, которые в силу молодости особо нуждаются и в воспитании. Стоит назначать особых людей, ответственных за воспитание, т.е. воспитателей? А почему нет?! Можно таковых назначать из классных руководителей, из мастеров и т.п. Но всегда помнить, что воспитанием осознанно или неосознанно занимаются все, и, следовательно, ответственность за это несут все. Правда, в разной степени.
В силу этого воспитание все же должно оцениваться отдельно. По-чему так важны хорошие школы, учителя-воспитатели. И родители не должны жалеть денег для своих детей.
Как сейчас, в 21 веке, оценить мысли Локка о воспитании? Многое из того, о чем писал Локк, воплощено в системы образования и воспитания в различных странах. Воспитание и образование остаются приоритетными делами для каждого родителя, для каждого политика, для каждой страны, Это лакмусовая бумажка мудрости человеческой.
Как оценить воспитание и образование в современной России? Считается, что образование и воспитание в СССР в 50-60-е годы было очень успешным. Об этом говорят наши достижения в науке, в том числе полученные нашими учеными Нобелевские премии. С 70-х годов прошлого века намечается спад. Нас интересуют философские и моральные аспекты поднимаемых вопросов. Причинами спада в образовании в последние десятилетия СССР являются общий застой в развитии экономики, социальной жизни, кризис коммунистической идеологии. К тому времени стала для большинства советских людей очевидна утопичность учения о коммунизме. А это повлекло скепсис в отношении гуманитарных наук, как скепсис научный, так и моральный. Понизился престиж преподавателя и воспитателя в обществе. К тому же наука в целом, пройдя через определенные научные революции в 20 веке, перешла в стадию нормальной науки. А на этой стадии от науки не приходится ждать эпохальных открытий, как теории отражения, теории ядра, квантовой теории и др. Наука сосредотачивается. В силу входят прикладные исследования, базирующиеся на фундаментальных открытиях прошлого. Все это отражалось в сфере образования.
В 20-м веке во всем мире прошла глобальная революция в образовании: в течение трех поколений многие неграмотные люди заимели среди своих детей и внуков не только образованных, но имеющих высшее образование потомков, и многих со степенями кандидатов и докторов наук. Но со временем стали появляться и «полуобразованцы», которые, не имея до-статочной базовой подготовки, готовы были судить обо всем и о всех. Для СССР пагубным оказался и атеизм, исповедующийся на государствен-ном уровне. «Полуобразованцы», получив среднее и даже высшее образование, грубо отрицали религию, православные ценности. Для критики у них хватало знаний, но не доставало настоящего познания, чтобы адекват-но оценить религию, а для русских – православную культуру. Как писал замечательный философ и богослов С.Н. Булгаков: «Когда я имел недостаточное образование, я был атеистом, а когда получил настоящее образование, я стал верующим».
Не лучшим образом сказываются и различного рода эксперименты в сфере образования и воспитания. В образовании и в воспитании, как и в морали в целом, уместен как раз просвещенный консерватизм, а не революционные изменения. Всяким здесь реформаторам следует помнить, что они имеют дело с детьми и с человеческими душами.
Очевидно, что для образования необходимо в школе сохранить цикл фундаментальных наук, таких как – математика, физика, химия, история, литература, география. Актуальным вопросом является организация правильного религиозного образования. В современной России время от времени проходят дискуссии на данную тему. Так, несколько лет назад активно обсуждался вопрос о преподавании светской или религиозной этики. Наша точка зрения состоит в том, что правильно понятые религиозная и светская этика могут и должны сосуществовать и дополнять друг друга. В школе можно просто преподавать «начальный курс этики», где светская и религиозная этики будут ее разделами. Очевидно также, что в светской школе такой предмет должен преподаваться и изучаться в светской, а не в религиозной парадигме.
Религиозное образование и соответствующее воспитание очень важны для других видов воспитания. Собственно, оно предстает для них базовым. Но нем зиждется во многом патриотическое воспитание. Изменить религии своих предков – это значит совершить предельное предательство, предельное зло. Предать веру – это не то, что предать какую-нибудь конечную реальность, ибо Бог – это абсолютная, бесконечная реальность. Религиозно воспитанный человек должен это понимать.
Вот патриотическое воспитание, которое сейчас очень актуально. Оно вскрывает многие проблемы. Оказывается, как и говорилось, надо воспитывать не только разум, но и чувства. Конечно, в патриотическом воспитании важную роль играет изучение истории. Если брать школу, то предмет «История отечества» наиважнейший. Но изучение истории дает знания о событиях, т.е. воздействует на разум. А надо здесь воздействовать и на чувства. Для этого следует рекомендовать, а в некоторым случаях и обязать, читать и изучать соответствующую художественную литера-туру по историческим событиям. А она на русском языке имеется. Например: «Ермак Тимофеевич» Гейнце Н., «Степан Разин» С. Злобина, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Петр Первый» Алексея Толстого, «Вой-на и мир» Льва Толстого, «Цусима» А. Новикова-Прибой, «Тихий Дон» Шолохова и др. Желательно также смотреть и обсуждать нужные, еще советские, фильмы об отечественной войне, о наших выдающихся людях и пр. Сила примера в воспитании, включая патриотическое, огромна.
Необходимо ли менять содержание преподаваемых в школе дисциплин? Надо, конечно, учитывая веление времени, но и здесь следует быть осторожным. Нужно учитывать возраст, психологию учащихся, чтобы не появлялись задачи типа: «Рыба сидела на дереве». Например, в математику можно вводить элементы высшей математики, в литературу – новые художественные произведения, которые прошли испытание временем. Но классическое наследие и здесь должно оставаться незыблемым. В истории необходимо соблюдать объективность, хронологический порядок событий, и особое внимание обращать на их моральный аспект. Так воспитывается моральный дух молодого поколения.
И сейчас, как и во времена Локка, важнейшей проблемой остается сам учитель-воспитатель. Обучить и воспитать настоящих учителей – дело государственной важности. Звание Учителя надо еще заработать своими трудом, профессионализмом. Великим Учителем целой нации являлся в свое время Конфуций. Такими учителями для советских российских ребят были Перышкин Александр Васильевич, Киселев Андрей Петрович, создавшие замечательные школьные учебники по физике и математике. Дети хорошо понимали изложенный материал, условия их упражнений, и со временем многие полюбили математику и физику. Сами Перышкин и Киселев годами работали в школе учителями, а перейдя на иную работу, не теряли связей со школой. С учетом своего личного опыта они и писали и совершенствовали свои учебники. Вот так и надо работать авторам учебников.
Человечеству всегда будут нужны Учителя, учителя-воспитатели, а не только преподаватели. Учителем еще надо постараться стать. Это очень ответственно и почетно.

Категория: Мои статьи | Добавил: Евлампиевич (30.09.2023)
Просмотров: 116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0