Прощение и наказание
ПРОЩЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

В Евангелии есть две интересные притчи, которые совместно трудно объяснимы. Первая притча гласит: «Посему говорю вам: великий грех и хула простится человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто ска-жет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» . Вторая притча говорит о прощении: «Тогда Петр приступил к Нему и ска-зал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» .
Прощение в Толковом словаре Ожегова связано со словом простить и понимается как «не поставить в вину чего-нибудь, извинить», а также как «освободить от какого-нибудь обязательства». Наказание же здесь по-нимается как мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступ-ление. И в переносном смысле как «о ком-чем-нибудь трудном, тяжелом, неприятном».
Что удивительного в приведенных притчах Иисуса Христа? Удиви-тельно здесь то, что грех и хула на видимых, осязаемых людей, на види-мого Сына Человеческого прощаются, а на невидимого Духа Святого не простятся вовек. Невидимое, неосязаемое предстает более важным, чем видимое, осязаемое?! Как вообще это понимать? Можно дать следующую трактовку этим притчам. – Здесь мы имеем дело с добром и злом предмет-ным и добром и злом ценностным. Добро и зло предметное могут получать награды в земной жизни, они могут поощряться или наказываться, как го-вориться, здесь и сейчас. Иное дело добро и зло ценностное, оно идеально, идеально онтологически в платоновском смысле. И оно не проститься во век!
В китайском дзен-буддизме есть много притч на сюжет о разбитых чашах и подносах. Разбитую чашу или поднос невозможно вернуть; но-вые, склеенные и т.п. не будут той же чашей или подносом. В одном из коанов дзен рассказывается о таком разбитом подносе. И «каждый день учитель просил своего ученика достать другой поднос… Каждый раз уче-ник приносил поднос, а учитель швырял его о землю, говоря : «Это не то, верни мне старый»». И китайская мудрость гасит: «Никто не знает, как звали монаха, но его слова: «Это не то, верни мне старый», - стоят того, чтобы их увековечить».
Чаша, поднос, как и любая вещь, уникальна, она существует здесь и сейчас. Так и идеальное, ценностное добро уникально. И в таком виде оно существует вечно. С изменением мира изменится и добро. Но оно будет иным, оно не отменяет прошлого. И ценность прошлого добра не изме-нится, как и грех перед ним. И его, греха, уже нельзя исправить. Новый поступок, если даже он всецело положителен, не изменит прошлого. В сфере ценностного добра будущее не отменяет прошлое, оно иное. И с не-го начинается новый отсчет времени.
Поэтому к поступку с нравственной точки зрения следует относится очень серьезно, ответственно. Отрицательный поступок не может быть всецело замещён новым положительным. Он остается существовать па-раллельно новым деяниям. Он как шлейф тянется за человеком. И он в той или иной мере есть у каждого. Поэтому и смертны все люди, ибо кто же без греха?!
Человек может не осознавать след добра и зла, тянущейся за ним. И это плохо. Осознание совершенного добра и зла вдохновляет человека и предохраняет его от совершения нечто подобного. Это делает бытие чело-века проявлением «не-алиби бытием, т.е. «ответственным бытием», с «участным сознанием»

21.12.2024
Категория: Мои статьи | Добавил: Евлампиевич (21.12.2024)
Просмотров: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0