ТАЛАНТ И ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ
Талантливых людей всегда было не много. А в настоящее время кажется, что настоящих талантов стало совсем мало. В самом деле, где в России великие поэты, философы, учёные? Создается впечатление, что всюду царит посредственность. Талант по определению есть «выдающиеся врожденные качества, особые природные способности». А также талантом называют человека, обладающим такими качествами, способностями (См.: Ожегов. Толковый словарь русского языка). Гений же определяется как «высшая творческая способность», и как «человек, обладающий такой способностью» (там же). Талант есть качество человека врожденное и избирательное. Можно быть талантливым в математике, но совершенно бездарным в музыке. Или, как А.С. Пушкин, гением в поэзии, но неспособным в математике. Есть ли какая-нибудь закономерность в появлении талантов? Таковая не найдена. И есть ли она в принципе?! Талант может родиться и в семье бедняков и в семье знатных и богатых людей. Но замечено, что от никчемных людей таланты не рождаются, а если рождаются, то не получают развития. «Яблоко от яблони не далеко падает». Для формирования родившегося таланта важны благоприятные условия, нужен человек, который поверит в него и поддержит. За деньги не купишь талант, но за деньги можно погубить талант. Не то ли сейчас происходит? Современные общества стали намного богаче, чем даже 30 лет назад. У людей появились деньги. А вместе с деньгами и стремление жить лучше, лучше в основном в гедонистическом смысле. Они стараются обеспечить как можно больше себя и своих детей. Для своих детей не жалеют средств. Утверждается либеральная справедливость, с основным принципом свободы стартовых возможностей или свободного доступа к любым социальным статусам. Свободу понимают как отсутствие каких-либо ограничений на реальные возможности индивида. Так, богатые должны иметь право реализовать свои возможности, предоставленные им их же капиталом, которые несравненно богаче возможностей бедных. В системах здравоохранения, образования, в спорте устанавливаются платные, или контрактные, формы. Но со временем контрактники начинают контактировать и конкурировать с теми, кто прошел государственные, или бюджетные, формы обучения. И вновь вступают в дело деньги. Связи, блат, взятки всюду играют свою пагубную роль. Не блатные, хотя бы и способные, отодвигаются, только исключительные таланты способны проявить себя и отвоевать должное место. Как писал Ф. Ницше, слабые одерживают верх, но они торжествуют не за счет своей силы, а за «счет отнятия силы у другого: они отделяют сильного от того, на что он способен» ( выделено нами – МПЕ). Пагубна здесь и роль тех, кто берет взятки, идет на подлость по отношению к бедным, хотя бы и талантливым. А в конечном счете от этого страдает государство, страна. Государство пытается помешать этой накипи. Оно поддерживает демократическую справедливость, которая старается максимизировать блага для всех и каждого;. Для того вводятся различные конкурсы, экзамены, обязательные для поступающих на госбюджетную форму обучения. Очевидно, значима здесь роль экзаменаторов. Важную роль играет в обществе и элитарная справедливость, которая особое внимание уделяет талантам как элите общества, обеспечивая талантам широкую и свободную дорогу для роста. Элитарная справедливость проявляется при награждении победителей олимпиад, различных конкурсов. Особенно ценны победители международных олимпиад, ибо здесь полнее проявляется справедливость. Победители международных школьных олимпиад, например, должны зачисляться вне конкурса в вузы. Это справедливо. Но посредственность не сдается. Она находит новые пути для хитрости, обмана. Как писал Ж. Делез: «По великому слову Ницше – «всегда должно сильных защищать от слабых» (выделено нами – МПЕ).
13.01.2025 | |
| |
Просмотров: 29 | |
Всего комментариев: 0 | |